Балакирева Юлия Дмитриевна (balakireva)
Область консультирования
Образование : подтверждено
Время консультирования
Опыт
Добрый день! По поводу пожилых людей я прилагаю буклет, который написала специально для соц.работников.
При работе с пожилыми людьми и инвалидами мы часто сталкиваемся с их негативом, обозлённостью на весь мир и раздражительностью. Чаще всего причинами такого состояния становится слабое здоровье и социальная изоляция (нехватка общения), потеря смысла жизни и страх смерти, чувство собственной беспомощности. Ниже приведены рекомендации, способствующие облегчению этих негативных симптомов.
- Вспоминание только счастливых моментов жизни, их оценка не «как плохо, что это прошло!», а «как здорово, что было!».
- Не давайте очевидной ложной информации вроде «Вы ещё 100 лет проживёте».
- Отвлекайте от тяжелых мыслей, переключайте внимание на позитивные явления и объекты. Это могут быть дети/внуки, домашние животные, воспоминания о победах и наградах вашего подопечного.
- Настраивайте на активность. Чтобы не жаловаться, нужно что-то делать для улучшения качества жизни. Так делают сильные духом люди. Чтобы чувствовать себя хорошо, они стараются быть «в тонусе», быть постоянно чем-то занятыми и получать удовольствие от своей деятельности. Жалобы ничего не меняют в жизни, они только способствуют нарастанию раздражения у окружающих людей.
- Разговоры о смерти переводите в беседу о жизни и её светлых, положительных сторонах. Если человек настаивает на этой теме, скажите что-то вроде «Где есть смерть – там нет нас. Где мы есть – смерти нет» (т.е. мы и смерть – вещи не совместимые; пока мы живы – нет смысла о ней думать, а когда она придёт – нам уже будет безразлично).
- Напомните подопечным о сильной взаимосвязи тела и духа: чем легче на душе, тем лучше чувствует себя тело.
- Давайте понять своим подопечным, что они полезные и нужные обществу люди: их родственникам, бывшим коллегам, друзьям и т.д. Если они совсем одиноки – то нужные домашним животным. Похвалите их, подчеркните важность их положительных личностных качеств.
- Помогите им наполнить жизнь смыслом, пользой. Полезен распорядок дня – без него жизнь теряет структуру, и человек рано или поздно начинает путаться в своих делах и во времени. Напомните, что спать надо ночью, а днём — заниматься делами.
- Побуждайте их больше общаться с родственниками, соседями, друзьями. Предложите вступить в общества, соответствующие их статусу («Общество инвалидов», «Дом Ветеранов» и т.п.).
- Будьте для своего подопечного образцом позитивной личности. Не грубите, во всем ищите положительные стороны. Если Вам жалуются, например, на погоду, скажите, что у природы нет плохой погоды, и после дождя будет радуга. Что холод, гроза и ветер – это нормальные явления, которые просто надо пережить, теплее одеваясь и включая дома свет поярче.
- Переводите «пустые» жалобы в содержательный разговор: если что-то болит – предложите помощь в сопровождении к врачу, нечего делать – предложите занятие. Тогда человек поймёт, что ему нет смысла повторять каждый день одно и то же – ему ведь дали рекомендацию, а он ей не последовал. Если человек жалуется на то, что окружающие – слишком злые люди, предложите ему самому быть добрым.
- Из попытки «перемывания косточек» выходите достойно, указав на то, что у каждого своя голова на плечах, и личная жизнь других нас не касается и комментариев не требует.
- Напомните подопечному, что ему совсем не обязательно смотреть устрашающие программы по ТВ, которые несут только отрицательные эмоции.
- При удобном случае напоминайте другим о «золотом правиле нравственности», которое звучит так – «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
- Мы, по сути, «рождаемся в одном мире, а состариваемся в другом». Пожилым людям не хватает психической гибкости, чтобы подстраиваться под изменения жизни в мире. Стойкое непринятие новинок вызывает у них бурный негатив. Наша задача – информирование об их полезности и целесообразности (реформы образования, другая мода в одежде, технические разработки). По возможности перечислите «плюсы» новинки для самого подопечного и общества в целом, предложите помощь в её освоении.
- Счастливый человек – позитивный человек. Поэтому, чтобы стать позитивным, нужно иметь смысл жизни и цели, получать удовольствие от привычных простых вещей, просто оттого, что мы живём. Жалеть свои и чужие нервы.
Все люди разные, поэтому важно найти индивидуальный подход к каждому, почувствовать его потребности.
Наша задача – дать человеку рекомендации по улучшению качества его жизни. Если он их не принимает, в этом нет нашей вины. Остается только не принимать это близко к сердцу и не обвинять себя. Значит, органические проблемы берут верх над поведением Вашего подопечного (старческая деменция, мозговые нарушения кровообращения и т.п.), которые уже не поддаются психологическому влиянию. Не перенимайте негатив Вашего подопечного и не уходите в депрессию вместе с ним. Если у Вас «опустились руки» из-за того, что подопечный упорно не хочет ничего менять в своей жизни в лучшую сторону, то постарайтесь сохранить свою душевную гармонию. Для этого:
- Проявляйте сочувствие, но не «пропускайте» негативные эмоции человека через себя. Оградитесь от них толстой прозрачной стеной – они не имеют к Вам никакого отношения, а Вы имеете полное право на спокойствие.
- Сохраняйте официальные отношения: обращение на «Вы», отсутствие общения на личные темы. Ни в коем случае не давайте им свои личные контактные телефоны – все вопросы должны решаться через заведующую Вашим отделением. Не давайте вторгаться в Ваше личное пространство как морально, так и физически.
- Развивайте самоконтроль, особенно для воздержания ответа грубостью на грубость – это делает нас сильнее и мудрее.
- Оставляйте работу на работе. Дома будьте рядом с близкими как физически, так и морально.
- Чтобы не зацикливаться на плохом, разберите ситуацию подробно, расставьте всё «по полочкам»: причины, реакции, последствия. Обычно мы «прокручиваем» в голове конфликт потому, что его не разрешили. Чтобы успокоиться, найдите оптимальные слова и поступки для доведения ситуации до логического конца (например, попросить прощения, высказать свои чувства по этому поводу в корректной форме и т.п.).
- Решайте вопросы в рамках своей компетенции. В затруднительных ситуациях обращайтесь к заведующей Вашим отделением.
Настрой на позитив – длительный процесс, и, регулярно посещая человека, Вы обязательно будете на него влиять. Поэтому настраивать на лучшее нужно, в первую очередь, себя. «По крупинке», постепенно, у Вас получится «растопить лёд», успокоить и смягчить пожилого человека или инвалида хотя бы своим наглядным примером уверенной, рассудительной, спокойной и позитивной личности. Станьте «лучом света в тёмном царстве» вашего подопечного, и он обязательно это оценит.
Поверьте в свои силы, и всё получится!
Про начальницу — будьте собой — это очень ценная способность человека. Стоит ли «ломать» себя ради начальника, пожертвовав своей личностью?
С наилучшими пожеланиями, психолог Балакирева Ю.Д.