Валерий Садовов

Агентство стратегических инициатив, Национальная система компетенций и квалификаций, сертификация квалификаций, информационное общество, электронное правительство, инновации в образовании, , инициирование и реализация инфраструктурных проектов по схе Узнать подробнее

Область консультирования

Агенство стратегических инициатив, Национальная система компетенций квалификаций, Сертификация квалификаций, технологии форсайт, краудсорсинг, краудфандинг, смартстаффинг. Дополнительное образование, электронное правительство, инновации в образовании, национальная система оценки качества образования, инициирование и реализация инфраструктурных проектов по схеме государственно-частного партнерства, продвижение высокотехнологичной продукции, оптимизация устойчивого социально-экономического развития административно-территориального образования.

Образование

Высшее

Время консультирования

9.00-18.00

Опыт

Жизненный с 1969 года, Образовательный, служебный, производственный, экономичесикй, финансовый, педагогический с 1976-го года. Электронный с 1986-го года. Семейный с 1990-го года.

Рассказать друзьям

Понравился эксперт? Порекомендуй друзьям в соцсетях.

Добрый день Gloria!

Лицензированию же подлежит образовательная деятельность обра­зовательных учреждений (п.6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»), организаций, имеющих в своем составе образовательные подразделения по профессиональной подготовке (п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об обра­зовании»), а также образовательная деятельность, осуществляемая общественными организациями (объединениями), основной уставной целью которых она является, но только в части реализации ими дополнительных образовательных программ[1] (п. 9 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).



[1] Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования и подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.

Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы могут быть программами дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования лиц независимо от возраста.

 

Для ответа на поставленный вопрос прежде всего следует определить правовой статус деятельности по обучению работников организации. Исходя из системного толкования норм ст. 196 ТК РФ п. 8 ст. 19 и ст. 21 Закона РФ 10 июля 1992 года № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон “Об образовании”) можно сделать вывод о том, что обучение работников входит в понятие “профессиональная подготовка”, которое, в свою очередь, является одной из разновидностей образования. Таким образом, деятельность организации по повышению квалификации работников представляет собой образовательную деятельность.

Отвечая на поставленный вопрос по существу, прежде всего следует отметить, что лицензирование образовательной деятельности регулируется не ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в силу п. 2 ст. 1 данного Закона его действие не распространяется на образовательную деятельность), а специальным законодательством об образовании.

Необходимость лицензирования такого вида образования, как профессиональная подготовка, установлена в п. 3 ст. 21 Закона РФ 10 июля 1992 года № 3266-1 “Об образовании”. Вместе с тем данной норме проводится разграничение между различными видами профессиональной подготовки в зависимости от способов ее получения:
в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях;
в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах);
в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;
в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Применительно к первому виду профессиональной подготовки необходимость их лицензирования вытекает из п. 8 ст. 19 Закона “Об образовании”, в котором указано, что образовательные учреждения могут осуществлять профессиональную подготовку обучающихся при наличии соответствующей лицензии. Применительно к третьему виду на это указано непосредственно в самом п. 3 ст. 21 Закона “Об образовании”. Что же касается второго и четвертого видов профессиональной подготовки, то для них указание на необходимость лицензирования данной разновидности образовательной деятельности отсутствует.

Данный вывод подтверждается Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. В п. 2 данного Положения установлено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме “разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации”.

Подтверждение данного вывода содержится также и в Письме Минобразования РФ и Минтруда от 21 июля 1998 № 06-51-48ин/23-10 / 4226-НП “О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций”. В данном Письме указывается, что профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации … с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит”.

Как видно, в данных подзаконных актах содержится одно общее требование к профессиональной подготовке для возможности ее осуществления без лицензии: по ее результатам обучаемому не должен выдаваться документ об образовании. Данное требование вытекает из смысла Закона “Об образовании”, в котором выдача документа, подтверждающего получение соответствующего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (абз. 2 преамбулы и п. 1 ст. 27 Закона “Об образовании”).

Вместе с тем установленное указанным Письмом требование о предельном сроке профессиональной подготовки (до 72 часов) не основано на Законе и, по нашему мнению, не должно применяться.

В связи изложенным представляется, что профессиональная подготовка работников силами самой организации-работодателя, не сопровождающаяся выдачей документов об образовании, лицензированию не подлежит.

 

О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций. Письмо Минобразования России и Минтруда России от 21.07.98 № 06-51-48ин/23-10; 4226-НП П

Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Об аттестации и государственной аккредитации учреждений среднего и дополнительного профессионального образования. Письмо Рособрнадзора от 26.01.2006 № 01-32/05-01

В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" произошло изменение компетенций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования, в том числе в части проведения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

В соответствии с указанным Законом в компетенцию Российской Федерации в области образования входят лицензирование, аттестация и государственная аккредитация федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам.
В компетенцию субъектов Российской Федерации в области образования входят лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений всех видов и типов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесена к компетенции Российской Федерации.

В связи с изменением полномочий федеральных органов исполнительной власти из графика проведения комплексных оценок деятельности и аттестаций образовательных учреждений на 2005/2006 учебный год Рособрнадзора с января 2006 года исключены образовательные учреждения среднего профессионального образования и их филиалы, а также образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, аттестация и государственная аккредитация которых отнесена к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, следует обратиться с заявлениями о проведении аттестации и государственной аккредитации в орган управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится образовательное учреждение.
Одновременно сообщаем, что лицензирование вновь открываемых профессиональных программ, а также аттестация и государственная аккредитация отдельных образовательных программ в аккредитованных образовательных учреждениях должны проводиться соответственно компетенции, закрепленной действующим законодательством.

Последствием занятия образовательной деятельностью  без лицензии  может стать ликвидация этой общественной организации. Так, например,  Судебная коллегия по гражданским делам Российской Федерации (определение СК от 21 мая 2004 г. № 49-Г04-48)  оставила без изменения решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. о ликвидации общественной организации Центр «Дианетика» Республики Башкортостан, а кассационную жалобу общественной организации Центр "Дианетика" Республики Башкортостан - без удовлетворения.  Одной из причин принятия такого решения является то, что  судом было установлено: в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании» общественная организация Центр "Дианетика" Республики Башкортостан, руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляла образовательную деятельность, не создав соответствующего образовательного учреждения и не имея необходимой лицензии.  

 

более подробно можно посмотреть здесь

http://www.allpravo.ru/diploma/doc21p2/instrum5208/print5210.html

И здесь еще подробнее...

http://www.ozppou.ru/htm/normdoc.htm

 

 

Нужно точно знать что за обучение?

Сколько часов?

Форма проведения?
 и т.д. нужно уточнить.

 

09.01.10
ответ эксперта
Валерий Садовов
Рейтинг: 87
0 отзывов
0% положительных
1 ответов клиентам
0 лучших
от 100 до 1000 руб.
стоимость консультации
30 минут
консультация длится
7 лет 9 месяцев на сайте
Заходил 10 месяцев назад