Взаимодействие с будущим в христианской молитве о предстоящем дне.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к ознакомлению и обсуждению анализа молитвы о предстоящем дне. Возможно кто-то из вас, сможет поделиться чем-то подобным.


В молитве Оптинских старцев мы видим яркий образец взаимодействия христианского сознания со структурами и потоками душевных сознательных и бессознательных процессов. Данное взаимодействие предполагает и управляет будущим, а в качестве собеседника избран Бог.

Если учесть, что в аналитической психологии Юнга бессознательное отождествляется с Богом и предполагается, что полноценное душевное здоровье возможно только в процессе диалога с бессознательным (трансцендентальная функция), то молитва, которая здесь анализируется, создана так, что настраивает молящегося на достаточно определенные установки в начале дня. Если психические процессы действительно можно настроить именно так, как просит молящийся, в молитве Оптинских старцев, то по большому счету и желать большего сложно.

Что мы имеем в тексте молитвы и как можно это прокомментировать?

Цитата из молитвы: Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Комментарий: Вначале молящийся настраивается на душевный покой в течение дня, чтобы он не принес. Согласитесь, достаточно эффективный настрой, так как именно в таком состоянии возможна адекватная реакция на происходящее.

Цитата из молитвы: Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.

Комментарий: Конечно же, только на фоне душевного покоя возможно более тонкое восприятие всех глубинных душевных процессов, где и предполагается, что будут замечены те из них, которые не только исходят из глубин бессознательного, но имеют иной источник воли, что важно отличать их от других процессов.

Цитата из молитвы: Господи, на всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня.
Комментарий: Установка на то, что бессознательные процессы, в рамках личностного и коллективного бессознательного, имеют возможность ежечасно быть более разумными настолько, что сознание личности безоговорочно можно подчинить им наперед.

Цитата из молитвы: Господи, какие бы я ни получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на всё есть Твоя святая воля.
Комментарий: Отдельно дается установка на спокойную душевную реакцию относительно любых возможных известий в течение предстоящего дня. И вместе с этим предполагается, что все происходит по воле Бога. Теория аналитической психологии не исключает психоидную природу архетипов, которые лежат в основании наших душевных процессов. Психоидность предполагает объединение физического и психического миров. Таким образом, убеждение, что «на все Божья воля», создает у молящегося изначальный настрой на все, что происходит в мире. Следует также заметить, что сам диалог, которые происходит в молитве, предполагает диалог сознания человека с глобальным коллективным сознанием, которое изначально воспринимается как более мудрое и более сильное. Молящийся одновременно с тем, что полностью подчиняет себя Ему, смеет силы и смелости вести этот постоянный диалог, дает себе настрой на постоянное поддержание такого диалога, что насыщает сознание личности упорядоченными потоками энергии смыслов из бездонного мира бессознательных процессов.

Цитата из молитвы: Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Комментарий: Здесь мы видим, что молящийся хочет знать не только предполагаемые влияния коллективного бессознательного на себя, но и на окружающих его людей. Вместе с этим следует заметить, что знать он хочет не сами процессы, но изначальное намерение (волю), что заложено в предстоящих процессах Бога.

Цитата из молитвы: Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Комментарий: Молящийся не оставляет на волю произвола потоков сознания даже свои мысли и чувства, желая подчинить и их руководству более мудрой Системы. Как мы увидим дальше, характеристики Бога тоже предполагаются и закладываются в канву диалога.
Например, … «благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу».

Цитата из молитвы: Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Комментарий: Здесь прямым текстом говорится, что жизнь состоит из предвиденных событий и непредвиденных случаев, что предполагает изначальное принятие непредвиденного. Вместе с этим непредвиденное изначально связывается с Богом, с которым установлен диалог, и который не следует забывать.

Цитата из молитвы: Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Комментарий: Установка на соответствие общения с другими людьми правилам, простоте и разуму, где изначально предполагается как в транзактном анализе, что взаимодействие между людьми может устанавливаться по трем основным принципам, равный с равным, старший с младшим и младший со старшим. При этом целью общения задается всеобщее благо как основная ценность.

Цитата из молитвы: Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Комментарий: Как мы знаем из теории стресса, что при утомлении и тем более при переутомлении наши реакции могут быть мало управляемы разумом, что может привести к срывам и даже к душевным и физическим расстройствам. В молитве же мы видим, в начале дня дается установка на разумное расходование силы в его течение.

Цитата из молитвы: Господи, руководи Сам Ты моею волей и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Комментарий: Молящий старается подчинить свою волю воле бессознательных процессов, которые оформлены в образ Бога, и с которым идет постоянный диалог, видимо зная, что те волевые процессы, которые выведены за пределы рассудочного сознания, они более быстры и естественны, органичны и эффективны. Молящийся дает установку и на постоянный процесс научения таким основных умениям, как молитва и следующие способности: надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.

Цитата из молитвы: Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Комментарий: Здесь мы видим, что молящийся распространяет свою установку в рамках коллективного бессознательного на то, чтобы управлять и своими врагами, договариваясь с Богом, что Он будет «водить и управлять» им в этих взаимодействиях, где он не оставляет своим врагам права на произвол.

Цитата из молитвы: Господи, просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Комментарий: Здесь мы видим формирование установки на просвещение ума и сердца, которые действительно могут в значительной степени испытывать влияние со стороны бессознательного. Более того, молящийся настраивается на познание вечных законов, управляющих миром, с той лишь целью, что бы правильно служить Богу и ближним своим.

Цитата из молитвы: Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу.
Комментарий: Здесь, наряду с выражением своей любви, мы видим благодарение молящегося и формирование его убежденности в том, что всё предстоящее будет содействовать ему во благо. В тренинговой и консультативной работе сложно сформировать у клиента убежденность, что все в жизни способствует нашему благу. Здесь же мы наблюдаем изначальную установку на такое восприятие мира, которое, несомненно, очень эффективно в плане адаптации и обучения жизни.

Цитата из молитвы: Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь.

Комментарий: В конце молитвы задается общий оптимистичный тон на деятельность, слова и мысли в течение дня, где мы видим, что молящийся просит благословения на право самому благословлять Бога. В последнем предложении участник диалога из роли младшего и просящего делает попытку выйти на уровень равного Богу, что, согласитесь, достаточно смелое движение души в финале столь искусного диалога.


В итоге можно заключить следующее: В православной культуре существует скрытый пласт духовной практики, способствующий развитию и поддержанию способности человека к предвосхищению будущего, что не исключает чего-то подобного и в других религиозных конфессиях.



Опубликовать в социальных сетях

Ответы

Сейчас на сайте
Интересно, что молитва, будучи инструментом саморегуляции, при попытке аналитического разбора что-то неуловимо теряет....
И видимо не случайно, поскольку в молитве человек обращается к своим высшим тонким телам — будхическому и атмическому — в то время, когда анализ происходит на ментальном, т. е. уровнем ниже...
Качественные отличия тонких тел не позволяют делать анализ без потерь для общей картины.
Но это совсем не означает, что такой анализ не нужен… он дает понимание на своем уровне, высвечивая свою грань истины.
Тема очень интересна, за что Валентину Каракулину особая признательность...)
25.05.15
Сейчас на сайте
Пассивное принятие реальности и снижение ниже плинтуса собственной значимости в своем будущем и своей судьбе — для меня это грустно, видеть человека таким пресмыкающимся и бесхребетным, засунувшим свое я глубоко в....

Хотя, для поддержания ровных рядов стада это оправдано, на мой взгляд, собственно, с этими целями и создавалось)
25.05.15
Молитва — это общение. С Богом, с высшими силами, с бессознательным — кто как назовет. Но общение выстраивает отношения, отношения с абстрактным, которое мы не можем повседневно видеть — это целый мир, который открывается человеку, умножая его силы и возможности. Поэтому молитва — не мелочь, не предрассудок, а инструмент открытия для себя новых ресурсов, которые недостижимы другим способом. Невозможно достичь того же результата, опираясь только на себя и свои силы. 
25.05.15
Сейчас на сайте
«Если психические процессы действительно можно настроить именно так, как просит молящийся, в молитве Оптинских старцев, то по большому счету и желать большего сложно.»

Наверно, можно.
Конечно, с учетом кармических ограничений.
Конечно, с учетом искренности желания, способности снять чисто личностный контроль....
Вручить свою судьбу в руки Бога, не проявление инфантилизма, а признак развитых высших тонких тел и умения подключаться к высоким эгрегорам.
Эта та возможность, что дается, но не всегда может быть реализована…
25.05.15
" Вручить свою судьбу в руки Бога, не проявление инфантилизма, а признак развитых высших тонких тел и умения подключаться к высоким эгрегорам.
Эта та возможность, что дается, но не всегда может быть реализована…"

Да, Вячеслав, согласен с вашими словами!
25.05.15