Задай вопрос экспертам!

Общаться в чате

Психологическая реабилитация инвалидов

      Обратилась однажды за консультацией девушка с вопросом страха, страх умереть. С определенного времени у неё начал болеть желудок, а спустя немного времени, боли в желудке начали провоцировать и головную боль. 

1 

      Мы начали разбираться в причинах, провоцирующих боль в желудке. Ответ был прост. У девушки был гастрит желудка, при этом, она употребляла много шоколада, а также


Читать далее

      К написанию статьи, меня подтолкнул один увлекательный видеосюжет:  http://vk.com/video106213461_162922188?hd=-1&t=1s, который напомнил некоторые, задаваемые экспертам вопросы. Это вопросы разрыва семейных отношений, а далее и развод. Порой, когда один из партнеров инициирует разрыв, другой оказывается в недоумении и возникает вопрос: Почему? Из-за чего или кого? Что не так?.. А ведь казалось, отношения были идеальны или близки к тому. 

1 

      Чтобы избежать подобного


Читать далее

        Рассмотрим сегодня понятие «личной свободы» партнеров, состоящих в тех или иных отношениях. Для начала, важно определить и понять, равно ли «личное пространство» — «свободе»? Если рассматривать свободу личного пространства – безусловно. А если рассмотреть свободу, как определенные шаги и действия, ведущие к самостоятельной деятельности, разделяющие и увеличивающие расстояние эмоциональной близости между партнерами? Рассмотрим это на конкретных примерах из практики;


Читать далее

        У каждого человека есть своё личное пространство, своя территория, куда могут или не могут входить другие. Есть территории, где человеку комфортно, а порой и необходимо остаться наедине с собой, своими мыслями, сомнениями, рассуждениями… 

        В контексте интимных отношений, когда личное пространство в аспекте внешнего территориального определения сведено к минимуму, важно помнить о душевной и


Читать далее

        Интимные, как отношения, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее


Читать далее

        В предыдущей статье мы рассмотрели такой вид межличностных отношений, как приятельские: http://www.liveexpert.ru/journal/view/684924-priyatelskie-otnosheniya?id=86814  Но порой, участники таких отношений (одна из сторон) склонные воспринимать и/или видеть желаемое – действительным. А именно, происходит подмена понятий и самого вида отношений, воспринимая приятельские отношения за дружбу.

 1

       Приятельские отношения еще не являются дружбой. Приятельские отношения предполагают общение, совместные развлечения, времяпрепровождение, симпатию. Приятелей может быть много,


Читать далее

        Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

        Симпатия  — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

1 

        Возникновение симпатии возможно при поддержке и развитии контакта (отношений) с определенным человеком или группой людей. В


Читать далее

       Людям, имеющие определенные физические и/или физиологические ограничения своих возможностей порой нелегко начинать строить некие межличностные отношения, которые и начинаются со знакомства. И причиной тому, формирующиеся или уже устоявшиеся комплексы, в силу которых, предложения знакомства звучат примерно следующим образом:

1. Я инвалид мне 26 лет у меня детский церебральный паралич (ДЦП), колясочник I группы. Числюсь на фирме МТС. Хороший, добрый, ласковый,


Читать далее

      Один — ищет акушера для своих мыслей, другой — человека, которому он может помочь разрешиться ими: так возникает добрая беседа.

Ф. В. Ницше

       Порой, вступая в тот или иной вид взаимоотношений, стороны, либо одна из сторон, воспринимают их именно такими, какими хотели бы их видеть. При этом второй участник отношений может видеть их несколько иначе. Ввиду такой подмены в


Читать далее

      Проработав вопросы физической, физиологической и социальной реабилитации, не редко остается открытым  вопрос построения межличностных взаимоотношений. Именно построение взаимоотношений и является одним из важнейших аспектов не только лишь социальной реабилитации, но и как ведущий фактор становления человека в социуме.

      Наиболее уязвимые в этом вопросе люди с определенными ограничениями, в частности те, кто перенес некую травму в еще юном возрасте, либо


Читать далее

            Победа. Что такое участие в соревнованиях и что приносит победа? На Параолимпийских играх в Пекине весь стадион встал, когда пришел к финишу последний участник соревнований, ему тоже достались овации зрителей. Этот человек прежде всего совершил победу над собой, над своим состоянием… Он завершил дистанцию, которая ему стоила такой же подготовки, как и другим, в течение долгого времени. Не остановиться,


Читать далее

         На том или ином этапе реабилитации, восстанавливая утраченные физические функции, социальную роль и активность, случается и так, что человек, прилагая определенные усилия в этом процессе, не замечает и не осознает причин, по которым еще не получен желаемый результат. И причины эти – ошибки.

         Определение и осознание ошибок, которые были допущены ранее в процессе восстановления, могут спровоцировать


Читать далее

          Процесс реабилитации, это определенная последовательная и поэтапная система. И основная задача данной системы – ВОССТАНОВЛЕНИЕ! 

          Восстановление – стремление к развитию самостоятельности, физических и социальных функций, которыми человек обладал до травмы. Реализацию данного процесса можно предоставить человеку и по мере развивающейся позитивной динамики, расширять этот спектр. Но, препятствием этой формы восстановления становится гиперопека, которая может затянуться еще с ранних этапов


Читать далее

           Как уже ранее описывалось, профессионально-трудовая деятельность, является одной из составляющих социальной реабилитации после перенесенной травмы. И в данном направлении, люди могут допускать, а порой и допускают некоторые ошибки, ведущие к разочарованию, недоверию другим, неуверенности в себе. Некоторые из таких ошибок мы сегодня и рассмотрим.

           Итак, как же они проявляются, эти самые ошибки?

Избирательное использование интернет пространства. Действительно, возможность


Читать далее

 

          Одним из пунктов социальной реабилитации является вопрос профессионально-трудовой деятельности. Как часто сталкиваемся с вопросом, проблемой трудоустройства людей ОФВ. И достаточно часто звучит следующая трактовка данной проблематики со стороны самих людей: «… Не хотят брать на работу по причине того, что является инвалидом». Именно инвалидов работодатель брать и не очень пожелает, и первичная причина не в ограничении физических возможностей, а


Читать далее

         Организация собственного времени в системе реабилитации играет важную, если не одну из первостепенных ролей. Отсутствие или неверная организация времени в системе реабилитации и семейных отношений, также ведет к нарушению отношений в семье.

         В первом случае: на начальном периоде социальной реабилитации, определив для себя необходимые и приоритетные пункты, порой, реабилитируемый пытается реализовать их все и сразу. И чаще, это приводит


Читать далее

 

          Первая волна депрессии позади, но некоторое «эхо» еще присутствует, поскольку физические и физиологические функции восстановлены не полностью. И вот, сталкиваясь с трудностями, совершая ошибки, в процессе социальной реабилитации и возникает вопрос второй волны депрессии. Результатом этих «волн», становится формирование комплекса неполноценности, развивается неуверенность в себе и собственных силах, снижение самооценки. В контексте семейных отношений, данные психоэмоциональные нарушения могут проявляться в виде ревности со стороны пострадавшего.

          В целом, проблема ревности достаточно распространена и в семьях, не сталкивающихся с такого рода проблемами. Но если, неадекватные проявления ревности наблюдались в семье до травмы, вероятность того, что после травмы, в результате нарушения психоэмоционального состояния и формирования комплекса неполноценности, проблема ревности станет еще одним серьезным и очень сложным испытанием для супругов.

1 

          Практически каждый день, пострадавший из супругов, пребывает в раздумьях, размышлениях, подсчетах времени, фантазиях, опасениях и т.д. Результатом таких предположений и «умственной активности» становится – выяснение отношений между супругами. Такие действия и как следствие – нарушенные отношения в семье, уже никак не способствуют реабилитационному процессу в целом, даже наоборот, вырастают новые преграды и препятствия в отношениях между супругами.

           Второй из супругов, при данных проявлениях начинает чувствовать себя подавлено, а также, начинает развиваться депрессивное состояние. Выход из этого состояния и помощь начинают искать в общении с родственниками, близкими, друзьями, знакомыми, что приводит к замкнутости супругов в отношении друг друга.

           Решение данной проблемы есть. Ведь жизнь еще не закончилась, а отношения в семье восстановить надо. Так почему бы, пострадавшему из супругов, не направить свою интеллектуальную активность в несколько иное русло? Например, еще раз обдумать пути реализации целей в контексте социализации, выделить ранее допущенные ошибки, и проделав работу над ними – двигаться вперед! Первые, даже самые маленькие победы, начнут восстанавливать уверенность в себе и своих силах, появляется вера в реальную возможность получить желаемый результат, в виде восстановления или нового становления своей социальной роли и функций, что в свою очередь, способствует восстановлени


Читать далее

          Само понятие социальной реабилитации подразумевает следующие характеристики, которые напрямую связаны между собой:

— Сохранение и гармонизация отношений в семье;

— Социализация в обществе;

— Восстановление профессионально-трудовой деятельности (в т.ч. и переквалификация);

— Возможность взаимодействия и сотрудничества с окружающими (социум);

— Возможность реализовывать свои желания и потребности максимально самостоятельно.

          Каждая из данных характеристик содержит свои определенные пункты, из которых человек


Читать далее

 

          Вторая волна депрессии характерна тем, что реабилитируемый/мая поучив уже некоторые результаты в восстановлении утраченных функций, начинает более акцентировать свое внимание на социальный аспект, домашние условия комфорта, быта, материального обеспечения семьи, а также, семейный отдых и досуг.

           Ранее, до травмы, супруг/га имели в семье свои определенные семейные функции и роли, а также, социальный статус. При восстановлении физических, утраченных в результате травмы функций, появляются и увеличиваются возможности восстановления семейных, бытовых и социальных функций, рассматривая при этом возможности. Это и является одним из пунктов начала и развития собственной социализации и интеграции.

           Очень часто, человек перенесший травму имеет желание восстановления собственной социализации в контексте восстановления собственной профессионально-трудовой деятельности и других видов социальной активности, которые были до травмы. Это может выражаться в следующем:

— Домашние и бытовые функции;

— Профессиональная и трудовая деятельность;

— Материальное обеспечение и/или вклад в семейный бюджет;

— Посещение театров, кино и других общественно-культурных заведений;

— Отдых, туризм, путешествия;

— Домашние увлечения;

— Общение в виде встреч с друзьями, знакомыми, родственниками и т.п.

Поскольку возможность реализации данных пунктов была нарушена, и перед человеком возник «список» задач, требующих решения или поиска альтернативных вариантов, для него/нее это становится дополнительной психологической нагрузкой, т.к. в тех или иных конкретных условиях, которых пребывает (живет) конкретный человек, бывает сложно найти пути реализации. Столкнувшись с определенными сложностями или невозможностью реализовать социальные и психологические потребности, начинается «вторая волна депрессии», которая влечет за собой дополнительные причины нарушения взаимоотношений в семье, ведущими к ее распаду.

        Начинается этап социальной реабилитации. Продолжение следует…

Попескул Алекса


Читать далее

 

          Как уже и было описано в предыдущих статьях, процесс восстановления утраченных функций после травм, и социальной реабилитации может быть несколько продолжительным. И в этом процессе человека ожидает, минимум, два серьезных депрессивных периода, непосредственно которые и могут быть причиной нарушения отношений в семье, а порой и развода (в контексте: муж – жена, жена – муж).

         Сегодня рассмотрим причины провоцирующие нарушение


Читать далее

 

       Итак, рассмотрим основные причины, в результате которых человек после травмы или имея некое заболевание, связанное с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, становится «узником» в доме или квартире.

        — Препятствия в вопросе доступа (отсутствие съезда, пандуса для колясочников);

       — Формирование комплекса неполноценности (чаще это наблюдается после перенесенных травм, когда жизнь человека изменилась и на период реабилитации и восстановления утраченных функций вынужден передвигаться в коляске, с костылями или тростью);

       — Страхи (формирование социофобии, чаще при заболеваниях (спровоцированные близким окружением, выраженное в гипперопеке).

        При наличии желания самого человека, данные причины вполне устранимы, используя для этого ВОЗМОЖНОСТИ. При нежелании, данные причины могут становиться не преодолеваемым препятствием, к которым добавляется и масса других.

        ПРЕОДОЛЕВАЕМ ПРЕПЯТСТВИЯ.           1

Препятствия в доступе.  Для многих людей после травмы или имея заболевание (например, ДЦП), при передвижении в коляске, доступ на улицу ограничен ввиду отсутствия съездов, либо пандусов из/в дом, квартиру. Безусловно, строительство или оборудование данного «предмета» доступности предусматривает  расход немалых материальных затрат, что ложится «непосильной ношей» на «плечи» семьи (в подавляющем большинстве случаев).  При наличии данной необходимости (строительство/оборудование пандуса), МОЖНО и НУЖНО обратиться в органы местного самоуправлении и социальной защиты. Законодательством многих стран постсоветского пространства, предусмотрено обеспечение доступности людей ОФВ в социум. Все тонкости и нюансы правовых аспектов данного вопроса можно прояснить у юриста, компетентного в законодательстве ВАШЕЙ страны.     1

Формирование комплекса неполноценности. Чаще данный вопрос/причина формируется у людей после перенесенной травмы, в период использования средств реабилитации и вспомогательных средств передвижения (коляски, костыли, трость…). Выходя на улицу, человек ловит и проецирует на себя взгляды абсолютно всех людей, в поле его зрения. Создается ощущение, что все вокруг смотрят лишь на него. Но так ли это на самом деле? Этот комплекс будет развиваться далее, и укрепляться ровно столько, сколько человек сам будет считать себя неполноценным. В данном случае рекомендована  работа с психологом, по коррекции и восстановлению в вопросе самооценки. Кроме того, возможны самостоятельные пути решения. Итак, человек имеющий травму или заболевания выехал во двор своего дома. На него обратили внимание другие соседи, знакомые. Кто-то подошел, поздоровался… А разве не смотрят ли люди друг на друга без проблем со здоровьем? Несколько подобных прогулок во двор, и количество взглядов, которые человек ловит на себе, станет значительно уменьшаться.  1

Теперь, казалось бы, можно идти (передвигаясь в коляске) и в магазин на соседней улице, и прогуляться в парк, кафе, НО, остается еще одна причина, страхи.  

Страхи. Страхи доступа в социум чаще выражены при заболеваниях с детства. Будучи в детском и подростковом возрастах, дети могли подвергаться насмешкам, а в некоторых случаях и насилию со стороны других сверстников. Такие события и действия безусловно фиксируются в памяти, что далее формирует некую осторожность, при контакте с обидчиком. Но, осторожность перерастает в страх, когда родители, чрезмерно опекая своих детей, часто напоминают о произошедшем когда-то. И вот становится актуальным еще один вопрос: А не дерутся ли здоровые дети между собой? И как правило, практически всегда есть победитель и побежденный. Для того чтобы преодолеть свой страх, необходимо: Сделать всего один «шаг вперед», «открыть глаза и посмотреть в глаза страху». Что же подразумевает эта фраза… Если страх перед социумом прочно закрепился, возможны, прогулки в сопровождении родных или близких людей. На одном из этапов прогулки «сопровождающий», зайдет в магазин, а ВЫ – одни ожидаете его на улице. Либо в магазине, ВЫ разошлись по разным отделам. По возвращению к дому, ожидаете во дворе, пока «спутник» занесет покупки в квартиру… Вот и начали появляться некоторые периоды самостоятельного пребывания на улице, замечая, что не все так мрачно, как ранее предполагалось. В случаях устойчивых страхов и фобий, рекомендованы консультации психолога/психотерапевта.  1

        Итак, при наличии желания, все причины устранены, человек восстанавливает  свою социализацию, что и является одним из ключевых аспектов социальной реабилитации.  

1 

Попескул Александр. 


Читать далее

         

        Первая волна депрессии позади. Начались тренировки, выстраивается режим дня, появляются некоторые результаты и достижения… Но до желаемых результатов и победы еще надо идти… И вот, приходит осознание, что жизнь, да и сам человек заключены в постоянные тренировки, работе над собой и в тех стенах, в которых проходят дни, месяцы, порой и годы. А тем временем, за окном светит солнце или тихо падает снег, опадает осенняя листва или пробиваются первые зеленые ростки… Там, за окном идет ЖИЗНЬ, точнее она продолжается. И когда человек вновь начинает замечать это, понимает, что все это проходит мимо него. Вспоминается жизнь ДО травмы, как человек не задумываясь шел куда ему было надо или просто захотелось пойти погулять, ходил в кино и театры, парки, встречи с друзьями в кафе… Неужели все это закончилось? Определенно – ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, если человек сам начнет предпринимать что-либо для этого.  

1 

        С чего же можно начать или правильнее продолжить СВОЮ социализацию? Почему бы не начать с меньшего:  Прогуляться в своем дворе или по улице, на которой живете, улыбнувшись, поздороваться с соседями; Навестить знакомых, живущих рядом, которых давно не видели; Просто поговорить с продавцом из киоска… Как ни странно, НАДО просто выйти на улицу. И даже если человек передвигается в коляске, он еще не перестает оставаться человеком. Да и коляска – лишь ВРЕМЕННАЯ «опора», на пути к достижению цели.

        Безусловно, у одних могут уже появиться комплексы, другие – боятся, что их обидят, третьи – опасаются косого взгляда и т.п. И причин можно найти еще много и много. И вот, становится актуальным вопрос, а готов ли, желает ли человек использовать свои


Читать далее

 

         При проявлении депрессивного состояния, как на ранних, так и в поздних периодах травмы, один из аспектов требующий внимания является режим дня. Именно с этого и можно начинать системность всех дальнейших действий в реабилитации.

        Регуляция и восстановление режима дня начинается уже с восстановления нарушенного (в большем числе случаев) режима сна. Это выражается в том, что человек значительно позднее засыпает и


Читать далее

 

       Вновь столкнулся с вопросом гиперопеки родителей, по отношению к детям с ДЦП.

       Очень часто в работе с людьми, имеющими заболевание ДЦП наблюдается картина, когда дети становятся узниками в доме, квартире, при тотальном контроле родителей. Из письма одной из девушек с ДЦП.

«… у меня ДЦП, 2 группа инвалидности, но я могу почти хорошо ходить, разговариваю почти хорошо, могу делать многие дела по дому, люблю вышивать. Мне 28 лет, живем мы вдвоем с мамой, которая меня постоянно во всем контролирует. Она мне многое не разрешает и запрещает. Она запрещает мне ходить на улицу, чтобы меня там не обидели, не дразнили. Не могу с кем-то познакомится даже по интернету, чтобы выйти замуж, родить ребенка. Мама всегда говорит, чтобы я не знакомилась с парнями потому, что они воспользуются мной и бросят. Но мне ведь хочется иметь хоть ребенка, которого я буду любить. Я уже готова даже просто родить для себя…»

        При рождении ребенка и определении у него ДЦП, родители как правило начинают больше уделять внимания им, опекая их, что собственно и переходит в гиперопеку на раннем еще этапе жизни детей. Когда дети взрослеют, уровень этой опеки все увеличивается по мере роста и развития потребностей ребенка.  И уже в период пубертатного созревания, гиперопека дополняется или переходит в контроль и полное подчинение ребенка родителю/лям. Вызвано это опасениями родителей, что их детей обидят, воспользуются, бросят… Но как нам известно, мысли могут материализоваться, а страхи – чем больше человек думает о них, тем сильнее их притягивает.

        Как же детям становится самостоятельными, независимыми от родителей и социально адаптированных в обществе? Это и есть один из вопиющих вопросов психологической реабилитации людей/детей с ДЦП.

        Безусловно, возможно попытаться поговорить с родителями (детям), но услышат ли они их сейчас? Не секрет, что дети для родителей всегда остаются детьми, в любом возрасте, а особенные дети – тем более. И попытки, и стремления детей убедить родителей в чем либо противоречащем их действиям (гиперопеке и контроле), часто провоцируют лишь конфликты.

                Чтобы встать на путь самостоятельности, детям необходимо самим начинать его, с самых незначительных, но САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ действий. От меньшего к большему развивать количество и объем выполняемых действий, поэтапное и последовательное построение которых лежит к выходу в социум и интеграцию в обществе. Это вопрос не одного дня, недели и порой даже месяца. Родители не смогут столь быстро изменить свое отношение, т.к. семейный уклад и правила сформированы и заложены еще с ранних лет, но нарастающий уровень самостоя


Читать далее

 

         В предыдущих статьях были описаны некоторые психологические  аспекты, влияющие на восстановительный процесс. Были описаны ошибки, допускаемые людьми в системе. Как меняется психика и психологический подход в том числе и в отношении самореабилитации. Почему же это происходит? Почему далеко не все реабилитируемые получают желаемый результат? Является ли лишь только травма причиной всем этим негативным изменениям?

        Безусловно, травма является не только


Читать далее

 

       С первых дней травмы человек готов и желает делать все необходимое для того, чтобы выздороветь (восстановиться). При этом его функции и возможности  значительно ограничены, что уже подразумевает необходимость в оказании ему посторонней помощи. И очень часто эта помощь перерастает в гиперопеку человека со стороны родственников и ближайшего окружения. Безусловно, цели таких действий благие, дабы помочь там, где трудно или нечто недоступно, НО, обратная сторона «медали» говорит совсем о другом. Близкие настолько увлекаются этим процессом, что начинают выполнять за пациента и те действия и манипуляции, выполнение которых ему доступно. Таким образом, самостоятельность человека заменяется гиперопекой. При этом, сам человек, не выполняя определенных действий, не несет и ответственности за них. С этого собственно и начинается перекладывание ответственности на других, развивается потребность в постоянной помощи. Помогать больному надо, НО там, где это действительно необходимо. Стимулировать человека к выполнению новых самостоятельных функций и действий, которые могут усложняться. Выполнения этих действий проявляют и подчеркивают новые полученные возможности и дальнейшие перспективы.

         Когда человек проявляет активность к становлению самостоятельности, это значительно снижает возможность развития психической инвалидизации, и стимулирует далее в процессе реабилитации.

         Выполняя самостоятельно те или иные действия, пациент сам наблюдает динамику своих достижений, которые важно регулярно фиксировать. Конечно, не все желаемое МОЖЕТ И БУДЕТ получаться с первого раза. Некоторые навыки нужно учиться развивать, некоторые – восстанавливать. Все это дается с трудом, но это необходимо для дальнейшей, социальной реабилитации в т.ч.

         Восстанавливая самостоятельность и утраченные функции, начинают рассматриваться и вопросы восстановления соци


Читать далее

 

       Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» — разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

       После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

— Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

        Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

        Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

        Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

        Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку


Читать далее

 

       При травме позвоночника и спинного мозга, жизнь человека меняется кардинально во всех сферах жизни. Кроме нарушения физических и физиологических функций, нарушается социальная сфера деятельности человека как в семье, так и обществе.

       Пройден определенный этап активной физической реабилитации, утраченные функции частично восстановлены… Человек на пути к самостоятельности, а кто-то – движется дальше, до «победного конца». И вот, когда правильно поставлена цель, сформирована система упражнений, активизированы волевые процессы, человек упорно занимается, казалось бы – все страшное позади… Но увы, впереди «вторая волна депрессии». Начинается социально-психологический процесс адаптации к «новой» жизни.

        Желание и естественная потребность человека дальнейшей социализации напоминает о себе. Но увы: многие кто состоялись профессионально, не могут дальше работать по своей специальности, в силу своих ограничений, изменения ритма и формата жизни в целом.

— Распадаются семьи или отношения в них кардинально меняются (у тех кто был женат/замужем до травмы).

— Угнетает проблема доступности человека в коляске, в социуме.

— Проблема с новым трудоустройством.

— Молодые ребята и девушки, которые не состояли ранее в браке, сталкиваются с проблемой создания семьи.

Безусловно, это далеко не весь список тех трудностей, с которыми сталкивается человек после травмы, но основные причины здесь следующие:

— До травмы, человек рос и развивался в обществе, дома, семье имея определенные навыки, социальный опыт, свою систему норм и ценностей, которые необходимы для его жизнедеятельности. Имел свою социальную роль. Но после травмы ритм, форма и течение жизни меняются, и имеющийся уже прошлый опыт не может в полном объеме соответствовать в направлении дальнейшего или нового развития личности. Таким образом, иногда, приходится учиться жить по новому.

— Социальная роль. Получив группу инвалидности, человек сам присваивает себе статус ИНВАЛИДА. Многие инвалиды начинают активно пользоваться новым социальным статусом, с целью поиска личной выгоды и удобств, при этом, исключая поиск личных возможностей.  И это является основной ошибкой, которая и создает дальнейшие проблемы.

        Пока человек сам считает и представляет себя как инвалида, так и будет относиться к нему, и воспринимать социальное окружение. И


Читать далее

 

        Пройдены начальные этапы и психологическая подготовка, и начался процесс активной реабилитации. Человек выполняет упражнения ЛФК, тем самым разрабатывая и включая в работу те части тела, на которые пришелся основной «удар», как результат и следствие травмы. Результатом активных тренировок и является восстановление утраченных физических, и физиологических функций человека.

        Насколько же человек может восстановиться, в результате этих тренировок? Сколько времени потребуется


Читать далее

 

        ЛФК является одной из основных (если не основной) составляющих системы реабилитации при спинальной травме, в восстановлении утраченных функций.

        Пассивные и активные занятия необходимо начинать уже в раннем послеоперационном периоде.

        Роль пассивных занятий заключается в растяжке и разработке суставов, что дает как минимум – профилактику контрактур.

        Активные занятия – предусматривают активное выполнение упражнений самим пациентом, задача которых и является ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ в частях тела, которые оказались парализованными. Активные выполнения упражнений и включение самого пациента начинается не ранее предписаний и рекомендаций врачей нейрохирургов и реабилитологов.

        Попадая на реабилитацию в реаб. центры и санатории, пациенты независимо от своих желаний, следуют сформированной комплексности, системности, этапности выполнения упражнений и проявляют активность. По окончанию пребывания в специализированном центре пациента переводят на домашний этап реабилитации, при этом уже имея первые результаты. При выписке больного необходимо ознакомить и дать систему упражнений, которую он будет выполнять на домашнем этапе САМОРЕАБИЛИТАЦИИ. В процессе самореабилитации важно не прекращать ЛФК получив некоторые результаты. Необходимо их закреплять, и развивать новые функции и движения. Это первые «шаги» к самостоятельности, которая способствует дальнейшему восстановлению.

         На каждом из этапов должна ставиться цель и задачи требующие выполнения и достижения результата, и этапы, системность и комплекс могут изменяться (в зависимости от индивидуальных особенностей самого больного), но нельзя «переступать» через этапы, которые необходимо пройти.

         Эффективность восстановления при выполнении упражнений и занятий ЛФК, является бесспорным фактом. Вопрос только в том, насколько эта эффективность проявляется и выражается для каждого из пациентов. И здесь эффективность подразумевает РЕЗУЛЬТАТ. Именно вопрос конечного результата и беспокоит каждого. На сколько и к чему, больной сможет прийти? Этот в


Читать далее

 

         Спустя некоторое время после самой травмы и операции, когда человек начинает понимать, что восстановление само собой не происходит, и для этого необходимы дальнейшие активные действия, начинается поиск ПРИЧИН. При чем, как самим пациентом, так и родственниками (чаще всего).

         В большинстве случаев сначала начинается поиск виновных:

— Виновен/ных в том, что произошла данная травма (Кто? Почему? и т.д.);

— Поиск


Читать далее

 

       Итак, какие же ошибки могут помешать человеку на пути восстановления?

       Еще на самом начальном этапе реабилитации пациенту важно понять, что результат восстановления зависит в большей степени именно от него. Многие пациенты и их родители начинают искать средства ЛЕЧЕНИЯ, в виде чудодейственных лекарств, БАДов, экстрасенсов, колдунов и других средств, которые сделают в организме всю работу за самого человека. Это ОШИБКА,


Читать далее

 

       ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ в системе реабилитации имеет ключевое значение в достижении желаемого результата на этом пути. И именно в этом вопросе реабилитируемые допускают разного рода ошибки, которые препятствуют достижению реальной цели. И одна из этих ошибок – ПРАВИЛЬНАЯ постановка цели.

        На начальном этапе реабилитации, в период психологической работы с пациентом, необходимо определить, какую цель поставил или ставит пациент, что он желает получить в результате долгой и упорной работы над собой? Безусловно – это ВОССТАНОВЛЕНИЕ тех утраченных функций, которые произошли в результате травмы.

       Во всех случаях перелома позвоночника и спинного мозга (средней и тяжелой степени), человек утрачивает функцию ходьбы и нарушены физиологические тазовые функции, при переломах шейного отдела позвоночника нарушена и функциональность рук. И именно на «ноги» пациенты и акцентируют внимание всей реабилитации, игнорируя при этом необходимость восстановления спины, поясничного отдела, и других частей тела, разработка которых способствует восстановлению чувствительности и двигательной активности тела в целом, в т.ч. и ног.

       Итак, что же подразумевает ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ?

— При постановке цели важно понять и осознать, что путь к достижению лежит через последовательную систему достижений;

— Система ведущая к конечному результату, состоит из этапов и комплекса последовательных упражнений, взаимосвязанных между собой;

— Каждый из этапов имеет начало и окончание, и ЦЕЛЬ должна заключаться так же и в полном прохождении каждого из них, и достижения в них необходимого результата;

— Системность и последовательность выполнения – дают достижения, результат этих достижений – приближение и реализация конечной цели.

        БОЛЬШОЙ ОШИБКОЙ является – игнорирование системности и последовательности выполнения, что приводит к «холостой» трате физических и психологических усилий, и приостанавливает ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦЕЛИ.

        Подробней об этой и других ошибках в реабилитации читайте в с


Читать далее

 

      Психологическая адаптация человека перенесшего травму позвоночника к новым условиям жизни и ходу реабилитации может длиться порой несколько лет. Психологическая работа с человеком и безусловно, с его родными (близким окружением) должна начинаться еще с раннего реабилитационного периода. Основной особенностью психологической реабилитации является  реальное понимания больным перспектив в вопросе восстановления утраченных функций. Понимание и принятие волевого состояния, как «помощник» в дальнейшем процессе и работе по самовосстановлению. Именно ВОЛЯ, стимулирует человека к действиям.

       Понимание того, что травма – НЕ порок, помогает человеку далее двигаться в вопросах социальной, трудовой реабилитации, а так же, СОХРАНЕНИЕ СЕМЬИ, что может так же оказывать благотворное влияние на психологическое состояние больного.

В этот период очень важно:

— Сразу пояснить и пациенту и родственникам, что сам травматический период короткий, по сравнению с  периодом реабилитации.

— Процесс реабилитации и восстановления может длиться несколько лет (в зависимости от степени сложности травматического повреждения), и потребует много волевых и физических усилий, финансовых затрат. Именно к этому длительному периоду и надо быть подготовленным пациенту и его родственникам.

          В посттравматическом и реабилитационных периодах у пациента возникают страхи, которые вызваны прогнозами «компетентных людей», а так же рассказами тех, кому удобней адаптироваться к «Жизни в коляске» и бездействовать в вопросе АКТИВНОЙ РАБОТЫ над собой, СВОИМ ТЕЛОМ! Спровоцированные страхи способны парализовать не только сам процесс реабилитации, но и волевые процессы. Поэтому, больному и родственникам, важно ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что травма – это НЕ приговор. Процесс восстановления утраченных функций зависит значительно больше от действий как пациента, так и близкого ему окружения. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЕН И УНИКАЛЕН, и поставленные прогнозы имеют место реализоваться в тех случаях, когда человек твердо убежден в невозможности своего восстановления, и процесс реабилитации начинает сменятся бездействием, апатией и депрессивным состоянием, которые еще больше усложняют психофизиологическое, психическое и эмоциональное состояние человека.

         Таким образом, на начальном этапе реабилитации, психолог – помогает пациенту и родственникам ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ, что травма – это НЕ приговор, и результат достижения поставленной цели будет зависеть в большей степени именно от них.

         «ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ» — этот вопрос является важным и значим на всем дальнейшем пути восстановления. И очень в


Читать далее

 

     Что же такое природа убеждений, и какова ее роль на пути восстановления после травмы?

Итак, убеждения человека и его вера в те или иные перспективы имеет большое значение и влияние на ожидаемый конечный результат. Получая подтверждения своих убеждений, они становятся еще более устойчивыми, человек с большей уверенностью движется к желаемой цели. Но при этом, природа убеждений при реабилитации может иметь «две стороны медали», которые и будут рассмотрены.

       Попадая на реабилитацию в спец. центры и санатории, человек общаясь с другими людьми, давность травмы которых несколько больше – делятся своим опытом. И не редко, итог таких разговоров сводится к тому, что человеку необходимо учится жить в коляске…  Это звучит как приговор. И вот, человек с недавним сроком травмы, говорит: «Я НЕ ТАКОЙ/АЯ, У МЕНЯ ВСЕ БУДЕТ ПО ДРУГОМУ, Я ВОССТАНОВЛЮСЬ!!!». Безусловно, такая убежденность в своем восстановлении имеет большое значение, но РЕАЛЬНЫЙ, подтверждающий РЕЗУЛЬТАТ, будет тогда, когда человек будет системно и поэтапно выполнять все необходимые действия на этом пути.

       Не редко, после возвращения домой после определенного периода реабилитации, пациент снижает нагрузку требуемую для реабилитации и далее вообще останавливается в части физических нагрузок, или выполняет одну и ту же схему упражнений, которая доводится до автоматизма, и результат их выполнения, не более чем профилактика контрактур. Если человек твердо убежден в своем восстановлении, надо лишь немного подождать и все случится само собой — это убеждение, является глубоким ЗАБЛУЖДЕНИЕМ И ОШИБКОЙ. Ожидать и просто хотеть желаемого результата можно будет еще долго!

       Убеждения пациента в процессе его реабилитации будут помогать ему и далее стимулировать, когда они будут подтверждены. Подтверждения могут быть в качестве полученного результата при выполнении конкретных действий.

       Чтобы пациент мог получать реальные результаты в процессе восстановления, необходимо подготовить человека к тому, что этот ПУТЬ может длится НЕ несколько недель или месяцев, на это может потребоваться год и даже ГОДЫ его трудов и усилий. В этом заключается работа психолога на начальном этапе реабилитации. Именно благодаря своевременно проведенными психологическими мероприятиями, в частности разъяснение и консультирование, можно помочь пациенту сформировать те убеждения, которые будут ему помогать и стимулировать на всем пути реабилитационного процесса.

       Таким образом, в следующей статье будет раскрыта тема: «Психологическое консультирование на начальном этапе реабилитации».

       Ознакомиться подробней с темой «Природа убеждений в реабилитации при ПСМТ», можно здесь: http://gisap.eu/ru/node/7509

Попеск


Читать далее

     Как правило, люди перенесшие травму позвоночника, попадая в реабилитационные центры и санатории, ожидают уже там эффект «ЧУДА». Появляется надежда на то, что в течении времени, которое он будет находиться там, реабилитологи сделают все, чтобы восстановить утраченные функции самого человека. В этом и заключается одна из первых ошибок в реабилитационном процессе.

     Безусловно, реабилитологи делают все от них зависящее наэтом


Читать далее

      При переломе позвоночника, жизнь человека делится на «ДО» и «ПОСЛЕ».

      Уже в первые дни травмы, пребывая в отделении больницы/клиники, пациентам, перенесших травму, некоторые «компетентные» врачи, или «всезнающие доброжелатели» начинают устанавливать прогнозы следующего характера: « Травма несовместима с жизнью» в случаях перелома позвонков шейного отдела, либо при травме грудного отдела — «Ходить не будет».

      Подобные прогнозы часто принимаютсяпациентами


Читать далее

Люди встретились, познакомились, ближе узнают друг друга, начинаются отношения.

На этапе познания, каждый из партнеров старается показать и проявить свои лучшие качества. Но немного позднее, начинают всплывать и НЕДОСТАТКИ. И вот, сталкиваясь с некими не совсем ожидаемыми качествами, один из партнеров начинает проявлять желание изменить другого, независимо от желания самого партнера. Порой, не задумываясь, почему человек поступает или действует именно так


Читать далее

Прогуливаясь в парке, на улице или просто встретившись взглядом в торговом центре, они улыбнулись друг другу, завязался разговор, симпатия… Они решили узнать друг друга ближе и далее — строить отношения. И вдруг, в процессе познания всплывает «странный» факт: У партнера есть ПРОШЛОЕ. И внезапно проявляется активный интерес: А каким оно было это прошлое???

Партер (парень/девушка) начинает понемногу рассказывать о нем, опрошлых,


Читать далее