Соединяя целое. Позитивное намерение и вторичные выгоды. - блог №100664

«Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

В. Маяковский.

 

  Доброго времени суток всем читающим мой блог. Сегодня мне хотелось бы поговорить о таких интересных вещах, как части нашего «Я» и вторичные выгоды нашего поведения. Что же это такое, и нужно ли их учитывать при работе с собой?

  «Любое поведение имеет позитивное намерение» — говорит нам одна из пресуппозицийНЛП.Чтож, очень разумное предположение. Действительно, если посмотреть вглубь любой деятельности и попробовать «высветить» мотивы человеческого поведения, то мы, скорее всего, обнаружим там стремление удовлетворить некую потребность, которая требует удовлетворения здесь и сейчас. В пример можно привести любую форму асоциального поведения, от простого хамства до действительно серьезных преступлений: имеет ли человек, совершающий такие действия, намерение причинить зло другому? С точки зрения общества и того, в сторону которого это поведение совершается, определенно да. Но с точки зрения «нарушителя» это является просто удовлетворением своим насущных потребностей, а иногда и зовом о помощи. Тогда мы можем говорить о том, что какими бы, на первый взгляд, не казались странными тенденции  отдельно взятой личности, они скорее направлены на гармонизация внутренней среды, нежели на разрушение внешней.

  Такой взгляд на человеческое естество с изящной легкостью мы можем перенести во внутренний мир человека, где, порою, творяться вещи, намного более непонятные по своему содержанию, нежели те, что мы привыкли видеть в мире окружающем.

  В мире психологии нередко встречают мысли о том, что внутри нас живет не одна личность, а несколько, каждая из которых хочет жить хорошо. Объединяет их некая интегральная характеристика личности, некоторыми учеными называемая сознанием («со-знание», то есть совместное знание, касающееся как культурно-исторической действительности, так и нашего личного опыта). На примерах расстройств сознания (шизофений), когда интегрирующая характеристика дала сбой, мы можем видеть, как эти субличности «выходят на поверхность» и могут свободно общаться между собой, или друг друга заменять.  Можно называть их «субличностями», можно «частями», сути это не меняет. Но нас интересуется скорее здоровая личность с сохранной функцией сознания, поэтому продолжим наш разговор именно в этом ключе.

 Для здоровых людей проблема может заключаться в том, что иногда эти части вдруг вступают между собой в конфликт. Конфликт бушует внутри нас, в нашем бессознательном. Мы чувствует, что что-то не так, но что именно не понимаем. Для нас этот кофликт чаще всего не открыт в явной форме, а является в форме физиологических или психологических симптомов. О том, что хронические заболевания имеют психосоматическую основу, никто уже не спорит. Но рассуждать о нарушениях со стороны физиологии мы должны дать право врачам и медицинским психологам, хотя это и очень интересная тема. Сейчас нас интересует скорее психологические симптомы, которые мы можем наблюдать ежедневно в нас самих.

  Разбирать каждый симптом не имеет смысла, наша задача лишь задать «форму» для размышления на этот счет. Как пример мы возьмем один из таких симптомов, в наше время встречающийся достаточно часто. Это неуверенность в себе. Для начала нам необходимо определить, в каких конкретно случаях и как проявляется эта неуверенность. Предположим, человек чувствует себя незащищенным в ситуации общения с людьми, более высокими по социальному статусу, как, например, начальник. И особенно тогда, когда этого начальника необходимо о чем-либо попросить. Например, о повышении. Что делает человек в случае, когда испытываем чувство дискомфорта? Или пытается его избежать или перебороть, «переступая» через себя. Часто такие вот действия не ведут к положительному результату, и человек или злится на себя за то, что не смог отстоять свои интересы и сказать то, что должен, или говорит это так, что его все равно никто не слушает. А самооценка, тем временем, падает еще сильнее, и человек попадает в замкнутый круг отрицательной обратной связи. Что же делать?

  Как раз здесь нам поможет то понимание человеческих мотивов, о котором мы упоминали выше. Мысль заключается в том, что эта неуверенность нам для чего-то нужна, у нее есть позитивное намерение. И какая-то наша часть таким вот незамысловатым образом нас от чего-то оберегает, исполняя вторичную выгоды для себя и для всей системы в целом.

  Предположим, что в нашем случае с неуверенным в себе человеком таким позитивным намерением может являться комфорт и безопасность, которая может пошатнуться от того, что он пойдет на повышение. И если мы будем переступать через это намерение, мы будем переступать и через себя. А в войне с самим собой победителей быть не может. Что остается делать? Признавать эту часть, вычленять позитивное намерение и вторичную выгоду от ее проявлений, которые мы считаем симптомом.

  Часть не хочет вам «насолить», она просто хочет, чтобы всем было хорошо.  В нашем случае разговор идет, как мы помним, о безопасности. Но вот реализации такой полезность тенденции хромает – у части есть лишь один способ удовлетворять эту потребность, и этот способ частенько не устраивает других «совместно проживающих». Или бывает так, что часть чрезмерно заботиться о нас еще с незапамятных времен, когда такая забота действительно была нужна (например, в случаях, связанных с проявлением жестокости в отношении ребенка). То есть, грубо говоря, часть нас запомнила, что вот такие люди (начальники, противополжный пол, маленькие люди с длинными носами и т.д.) могут нести вред. И до сих пор она оберегает нас, поддерживая внутренний гомеостаз.

  Поэтому необходимо позитивное намерение части осознавать, и или реализовывать это намерение в других контекстах, или вести коммуникацию с частью насчет того, что на данный момент ее беспорно полезную функцию можно и поослабить.

  Вычленять вторичную выгоду от внешнего поведения часто не так и просто. Но, к счастью, мы себе не враги, и каждая наша часть искренне желает нам (а значит, и себе) внутренней гармонии. Поэтому наше бессознательное с радостью будет нам помогать в решении такого рода вопросов.

  Первое, что мы можем сделать, это спросить себя: «Что бы случилось, если бы такого поведения не было? Что хорошего есть в нем? Чем оно мне помогает и что хочет до меня донести?». Такие вопросы толкают человека на глубокую рефлексию, но ответ очень часто лежит на поверхности, ведь нам уже столько времени хотят о нем сообщить. Поняв намерение части, можно попытаться сознательно удовлетворять скрытую потребность другими способами, наиболее адекватными вашему сегодняшнему положению.  Поэтому будьте честны в отношении себя, доверяйте внутреннему «Я», и интегрирация разбробленного в целое произойдет легко и непринужденно.

  Стоит отметить, что корни закреплений определенного поведения части могут быть далеко в прошлом, и вот таким рефлексивным рассуждением все вопросы мы можем и не решить. Но то, что это подталкнет нас к дальнейшей интеграции, сомневаться не приходится.

  В заключении хотелось бы привести одну из техник, позаимствованную из арсенала Нейро-Линвистического Программирования, которая является скорее медитативной. Выполнять ее лучше, как и другие техники, с ведущим, но техника достаточно проста и предполагает внутреннюю сосредоточенность, поэтому хорошо дается и без внешнего консультанта даже в отсутствии опыта такого рода экспериментов.

Коммуникация с частью.

  1. Назовите часть, отвечающую за нежелательное поведение и/или сипмтом. Важно выбрать позитивное или нейтральное название (например, «защитник»).

  2. Поприветствуйте эту часть. "Хотела бы часть, которая отвечает за поведение Х, сейчас со мной пообщаться?". Спокойно дождитесь реакции: это может быть образ, голос, звук, ощущение, или нечто иное. Поблагодарите за ответ.

  3. Установите надежную непроизвольную систему сигнализации с частью. После того, как сигнал зафиксирован, обратитесь к части: "Мне бы хотелось, чтобы ты усилила это ощущение/звук/образ, если хочешь сказать «Да», и ослабила, если хочешь сказать «Нет»".

  4. Выявить позитивное намерение, стоящее за нежелательным поведением.

а) ведите разговор с частью так, как если бы она была человеком;

б) загляните внутрь себя и найдите позитивное намерение этой части: "Чего я был лишен, если бы эта часть отсутствовала, и какие негативные последствия ее отсутствия я бы ощутил? В чем заключается позитивная роль поведения части для меня?". Позвольте части говорить.

  5. Сформулируйте для себя, что вам необходимо сделать, чтобы изменить данное поведение.

  6. Проход в будущее. Договоритесь с частью поговорить через определенное время, как обстоят дела. Возможно, вы внесете поправки на основании первых успехов.

 

  Итак, как мы можем видеть, техника требует определенного внимания к внутренним процессам, но, вместе с тем, она достаточно простая и, если можно так выразиться, честная перед самим собой. Если у вас возникнут какие-либо вопросы по ее выполнения, буду рад на них ответить.

                                                                          С уважением, Сергей Горустович.

 


Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Горустович Сергей

Способствую достижению целей в бизнесе, карьере и личной жизни. Работаем до результата, оплата в виде процента от достигнутого.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

«Мысль заключается в том, что эта неуверенность нам для чего-то нужна, у нее есть позитивное намерение. И какая-то наша часть таким вот незамысловатым образом нас от чего-то оберегает, исполняя вторичную выгоды для себя и для всей системы в целом.» — с точки зрения бихевиорального подхода это можно объяснить проще, не вводя гипотетические конструкты наподобие субличностей и метафор типа «позитивных намерений неуверенности». Раз поведение закрепляется, значит, оно подкрепляется. Раз то или иное состояние возникло и закрепилось, значит, оно дало что-то, либо защитило от ещё более неприятного для данного человека состояния.

01.08.11
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store