О преобразовании духовных препятствий. Продолжение

Говорят, что чем больше у вас врагов, тем более эгоцентричны вы сами. Можно посмотреть на это с другой стороны. Если кто-то причиняет вам вред, вы должны понять, что тому есть причина: «Причина – мои собственные действия, которые создали карму, ведущую к тому, что данный человек наносит мне вред. Поэтому следует винить не того человека, а самого себя за свои действия.

В действительности все, что происходит с нами, подобно сновидению. Будда уподобляет нашу жизнь женщине, которая во сне видит, что родила ребенка и была необычайно счастлива. Затем она его потеряла и стала несчастной. А на самом деле ничего не происходит. Все ее неприятности происходят, поскольку она считает явью свой сон. Если бы она проснулась и поняла, что сон – это не явь, то ее горе быстро исчезло бы.

На самом деле мы не находимся постоянно в состоянии сна, но подобно тому, как это бывает в сновидениях, предметы, нас окружающие, не обладают самобытием. И наше тело, и наше сознание мы именуем словом «я». Мы обозначаем как-то и многие другие предметы. Эти предметы существуют лишь благодаря наименованию, а мы считаем их объективно существующими.

Иногда мы пытаемся убежать от какого-то предмета или же искать счастья и радости в каких-то предметах вне нас. На самом деле эти предметы не обладают истинным бытием. Поскольку нет самосущих предметов, нет самосущего «я», отсюда делается вывод, что вам нет смысла бояться. Это непросто.

Вопрос: [Если я не имею самобытия и другие существа не обладают истинным бытием, как я могу породить любовь и сострадание к ним?]

Ответ: Есть условная (относительная) истина и высшая истина. Когда гнев и другие отрицательные эмоции проявляются, они все основаны на понятии о самосущем. В нашей жизни сострадание появляется большей частью тогда, когда мы считаем их самосущими. Есть три различных уровня сострадания: сострадание при наблюдении живого существа, сострадание при виде живого существа с пониманием того, что оно непостоянно. И третье сострадание – это видение живого существа, лишенного самобытия. Первый и второй уровни – низшие.

Если мы обладаем состраданием к живому существу и оно основано на том, что мы представляем его самосущим, то это неистинное сострадание. Такое сострадание смешано с неведением. Все отрицательные эмоции и гнев имеют своей основой представление о самобытии. Чистое сострадание не основано на этом представлении, а основано на пустотности. Поскольку живые существа не самосущи, они являются продуктом взаимозависимого возникновения. Будучи такими, они зависят от причины.

Если причина хороша, результат будет хорошим, плохая причина влечет за собой дурной результат. У вас возникает сострадание к этим существам и желание избавить их от неблагоприятных причин, заставляющих их страдать. При этом вы считаете их не самосущими, а продуктами взаимозависимого возникновения, считаете их зависимыми от наименования и пытаетесь освободить их от неблагоприятных причин, приводящих их к страданию. Поэтому вы должны понять, что все, что вы видите, всякий образ, возникающий перед вами, не обладает независимым существованием, а существует лишь в процессе взаимозависимого возникновения.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.03.14
7
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет