О медитации. Продолжение

При блуждании ума возникает чрезмерная напряженная фиксация на объекте медитации. Что же касается притупленности ума, она возникает, когда вы слишком расслабляетесь, не фиксируетесь на объекте сосредоточения. Чаще всего притупленность ума возникает в первую очередь у тех людей, которые утверждают, что нужно быть расслабленным и естественным. Они просто сидят, их ум мутнеет. Это не сонливое состояние ума, но в их медитации нет интенсивности, силы. И постепенно их ум мутнеет и притупляется.

Если у вас не возникает никаких концепций, но состояние ума притупленное, вялое, нельзя сказать, что у вас хорошая концентрация. В состоянии глубокого сна тоже нет концепций, но в это время также нет и концентрации.

Концентрация означает, что ум очень бдителен и очень ясен, он интенсивно сосредоточен на объекте медитации, и при этом нет концепций. Вот это хорошая концентрация. Если вы просто не бьете чашки, это само по себе не есть хорошо, а если вы моете посуду и не бьете при этом чашки, умудряетесь их не разбить, это уже хорошо, это достижение.

Вы слышали, что не бить чашки – это очень хорошо. Если вы, боясь разбить чашку, к ней не притрагиваетесь, это не очень хороший признак. Здесь не говорится, что просто не иметь концепций хорошо, здесь говорится, что хорошо, когда ум сосредоточен, бдителен, ясен, он самое, как в примере с чашками: если вы быстро перемыли большое количество чашек и ни одной не разбили, то это хорошо. Но многие люди не прикасаются к чашкам из страха разбить их и только визуализируют мытье.

Если вы будете медитировать в состоянии умственной притупленности, ваш ум будет от этого все больше и больше тупеть. Поэтому вы должны быть осторожны. Из-за умственной притупленности у вас может появиться нежелание думать. Как у человека, который все время сидит дома, пропадает желание куда-либо выходить, идти на работу. Он может довести себя до такого состояния, что будет лениться даже есть и ходить в туалет.

Ум также, как и тело, может становиться ленивым. Неправильно думать, что медитировать –значит просто пребывать без концепций. Это то же самое, что не разбивать чашки, не прикасаясь к ним. В этом нет ничего особенного. Если вы бдительны, сосредоточены, в вашем сосредоточении есть сила и при этом у вас нет концепций, вот это очень хорошо.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

26.04.14
28
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет