О медитации. Продолжение

А теперь я расскажу вам, что такое грубая притупленность ума. При грубой притупленности ума стабильность остается, то есть ум может оставаться на объекте медитации, но нет никакой ясности, никакой яркости. Это грубая притупленность ума. То есть вы должны понимать, что по определению при притупленности ума вы можете пребывать на объекте медитации. Отвлечься от объекта медитации – это все равно что разбить чашку. Вы же не бьете чашку, потому что пребываете на объекте медитации, но никакой ясности у вас нет. Это грубая форма притупленности ума. Вы можете на своем опыте понять, что есть притупленность ума. Одних слов недостаточно, вы должны медитировать и распознать притупленность ума в медитации.

Тонкая притупленность ума имеет место, когда есть стабильность, есть ясность, но не хватает интенсивности этой ясности – яркости.

Можно привести такой пример: у вас в комнате горит лампочка в сто ватт – это максимальная яркость. Вы запоминаете насколько светло при этой лампочке. Затем вы ее вывинчиваете, вворачиваете лампочку на шестьдесят ватт. Свет есть, но у этого света не хватает интенсивности. И точно так же, когда во время медитации бывают периоды максимальной ясности, когда вообще отсутствует какая-либо притупленность ума, вы запоминаете эту ясность. Это состояние вы запоминаете и сравниваете с ним все последующее ваши состояния. И когда у вас вообще нет ясности или ясность есть, но нет интенсивности, вы понимаете, что вы попали под влияние притупленности ума.

И когда вы понимаете, что нет интенсивности в вашей медитации, вы моментально напрягаете свое внимание, произнеся про себя: «Внимательность», и пытаетесь еще сильнее сосредоточиться на ясности и осознанности ума, чем до этого. И таким образом с помощью бдительности вы отслеживаете появление притупленности и блуждания ума, применяете противоядия от них и так продвигаетесь от первой стадии шаматхи ко второй. Как я уже говорил, чтобы достичь первой стадии, нужна внимательность. А бдительность в этот момент не так важна. Вы культивируете внимательность и, применяя ее, просто пребываете на ясности и осознанности своего ума.

Если вы можете одну минуту непрерывно держать сосредоточение, значит, вы достигли первой стадии шаматхи. Достичь первой стадии нетрудно. Но это не должно быть только один раз – получилось, значит, уже достигли. Если каждый раз вы, сосредоточиваясь, можете держать внимание минимум одну минуту, не прерывая и с легкостью, значит, вы достигли первой стадии. Затем, если вы способны удвоить время своего сосредоточения, то есть вместо одной минуты держать сосредоточение две минуты с легкостью и не отвлекаясь, значит, вы достигли второй стадии. Для достижения первой и второй стадии очень большую роль играет внимательность.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

26.04.14
24
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Благодарим 

27.04.14