О медитации. Продолжение

Первая стадия шаматхи называется установка ума. Это название само по себе говорит о том, что обычно наш ум невозможно задержать на одном объекте, поэтому уму необходима тренировка сосредоточения на каком-то одном выбранном или заданном объекте.

Наш ум беспокоен и суетлив. Как собака, которая не может ни минуты оставаться на месте, также и наш ум не способен оставаться на месте ни секунды, он все время находится в движении, снует туда-сюда. Поэтому нам необходима тренировка, для того, чтобы остановить, успокоить свой ум. Для того, чтобы установить свой ум, вы должны знать пример со слоном, колонной, веревкой и крюком. Колонна – это объект медитации. Наш ум подобен дикому, неукрощенному слону. Для того, чтобы продержать этого дикого слона своего ума около колонны объекта медитации одну минуту, нам необходимо привязать его веревкой внимательности.

Итак, с помощью веревки внимательности мы привязываем слона нашего ума к объекту медитации. В данном случае, когда мы медитируем на наш ум, сама эта колонна не является чем-то отдельным от слона. То есть, получается, что мы не привязываем слона к колонне, а просто связываем нашему слону ноги веревкой. Его нужно стреножить, чтобы он не убежал, чтобы он оставался в нужном месте.

Необходимо, чтобы наш ум одну минуту осознавал сам себя. Мы должны постоянно устанавливать свой ум в настоящем моменте, не позволяя ему уходить ни в прошлое, ни в будущее. Нашему уму свойственно то углубляться в прошлое, то убегать мыслями в будущее. Этого не следует позволять, по крайней мере, одну минуту мы должны оставаться строго в настоящем. Если даже наш ум остается в настоящем, он начинает тут же думать о том, чем же занимаются другие люди в данный момент. Этого также нельзя допускать. Скажите себе: «Это не твое дело, чем занимаются сейчас другие люди. Сосредоточься лучше на себе, на своем настоящем».

То есть, каждую минуту, с каждой проходящей секундой, вы просто пребываете именно в этом настоящем моменте. Причем здесь не должно быть ничего искусственного, никаких умопостроений, никаких визуализаций, никаких образов. Поскольку у вас очень плохо получаются визуализации, вообще ничего не визуализируйте. Когда вашему уму будет поручено оставаться только в настоящем моменте, ничего не визуализировать, неожиданно у вас начнут получаться очень хорошие визуализации. Вы сможете увидеть, например, образ Тары очень отчетливо. И тогда у вас возникнет мысль:

«Может мне лучше развивать шаматху на основе образа Тары?»

Это обман. Это игра вашего эго. Если вы переключитесь и начнете визуализировать Тару, через некоторое время образ Тары померкнет, исчезнет, и вам расхочется медитировать на Тару. Тогда у вас возникнет новый образ, например, Манджушри, и вам захочется развивать шаматху уже на основе образа Манджушри. Если вы таким образом все время будете менять объект медитации, вы никогда не породите шаматху. Это первый изъян. То есть, это все связано с ленью.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.05.14
26
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет