О Нёндро. Продолжение

Поскольку у различных живых существ разные менталитеты, разные наклонности, этот совет не может подходить всем, я не могу его рекомендовать всем, но для нас, для людей с нашим менталитетом, этот совет очень подходит. Особенно для меня. Если я практикую Дхарму, пытаясь себя насиловать, мучить себя, отгородиться от всего мира, внушаю себе, что я должен что-то делать, то я не могу заниматься практикой Дхармы в таких условиях. Когда же я занимаюсь этим с радостью, в счастливом состоянии ума, то практика приносит удовольствие, – и это настоящий энтузиазм. Позитивное мышление, действительно, во временном отношении делает вас счастливыми.

Поэтому такие великие тибетские мастера Ламрима, как мой духовный наставник Пананг Ринпоче, говорили следующее: «Медитация на Ламрим сама по себе является практикой нендро, практикой накопления заслуг и очищения негативной кармы».

Поэтому в последнее время я не склонен рекомендовать своим ученикам начитывать какое-то огромное количество определенных мантр. Самая лучшая медитация – это именно медитация на Ламрим. Я не даю своим ученикам обязательство начитать по сто тысяч таких-то мантр. Если вы можете начитать, хорошо, но если нет, то это не обязательно. С другой стороны, медитацию на Ламрим я считаю обязательной. Без медитации на Ламрим вы ничего не достигнете.

Что касается ста тысяч мантр Ваджрасаттвы, ста тысяч мантр прибежища, то многие великие мастера прошлого не делали этих ста тысяч, не начитывали их. То есть они делали практику нендро, но через медитацию на Ламрим.

Если вы вспомните жизнеописания учеников Будды, то один из них достиг реализаций, просто убираясь в храме, а затем медитируя на такую тему Ламрима, как двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения. Вот это самое главное. Вы не встретите упоминаний о том, что каждый из учеников Будды достиг реализаций, обязательно выполняя сто тысяч простираний, начитав сто тысяч мантр прибежища, Ваджрасаттвы, то есть этого не было.

На самом деле Ламрим –самая важная медитация. Поэтому иногда я не полностью поддерживаю этот обычай, это тибетское нововведение, что нужно делать по сто тысяч практик нендро. Делайте столько, сколько вы можете. Простирания – это очень хорошо. Необязательно считать количество простираний, просто делайте столько, сколько можете, без подсчета. Занимайтесь практикой в соответствии с настроем своего ума, вы должны быть наставником сами себе. Если вы можете сделать сто тысяч мантр прибежища, то это очень хорошо, вот это я рекомендую. Сто тысяч мантр прибежища займет не слишком много времени, а все остальное считать необязательно. Но Ламрим – это обязательно.

Что касается Ваджрасаттвы, то читайте каждый день по двадцати одной или по семь мантр, но каждый день это делать обязательно. В это время делайте практику чисто, визуализируйте, что на вас нисходит свет и нектар от Ваджрасаттвы, очищает вас. Это будет гораздо эффективнее, чем уходить в длительный ретрит по Ваджрасаттве, пытаясь начитать сто тысяч мантр. Потом у вас могут возникнуть проблемы с лунгом, с ветром, и это будет гораздо менее полезно в итоге.

Практика Ваджрасаттвы сильно связана с тантрой, поэтому если у человека, который выполняет ретрит по Ваджрасаттве, нет прочных основ Ламрима, то эта практика не так эффективна для него – может возникнуть болезнь ветра именно из-за отсутствия этой прочной основы. То есть вы пытаетесь давить на себя, держать себя в каких-то рамках, загонять сразу же, говорите себе: «Я должен делать это, я должен визуализировать так-то». Поскольку вы сделали резкий крен своим умом, качнули его с одной стороны на другую, то ваш ум этому не поддается, он не может резко измениться. Изменения могут происходить только очень медленно и постепенно в нашем уме. Когда такие изменения происходят медленно, но верно, это гораздо эффективнее.



© перевод лекции Геше Тинлея
06.05.14
52
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет