Об основах медитации. Продолжение

Сейчас я подробно расскажу, каким образом надо выполнять первую из этих трех тренировок – развитие нравственности.

Не думайте, что эта практика похожа на тюрьму, в которой вам запрещено делать те или иные вещи. Тренировка нравственности важна для здоровья вашего ума. Если ребенок в лесу будет есть все плоды, которые найдет, здоровье его тела будет постепенно ухудшаться. Точно так же в лесу сансары, если вы будете поступать в соответствии с любой, пришедшей вам на ум мыслью, ваша ситуация будет становиться хуже и хуже.

Поэтому в повседневной жизни не ведите себя так. Сначала исследуйте – позитивное это действие или негативное. Если оно негативное, не совершайте его. Если у вас возникает позитивная мысль, но из-за лени вы начинаете откладывать, говорите: «Я сделаю это потом, позже…», – остановите себя, скажите: «Нет. Я совершу это действие прямо сейчас!»

Это и есть тренировка нравственности. Различают три вида нравственности. Первая нравственность, первый ее уровень – это непричинение вреда ни одному живому существу. Если вам в голову пришла мысль кому-то навредить, немедленно остановите себя и не совершайте этого действия. Это аналогично тому, как ребенок в лесу, почти уже собравшись съесть какой-то ядовитый фрукт, останавливается и говорит: «Нет! Этот фрукт ядовитый. Мне не следует его есть! Если я его съем, сначала мне будет вкусно и сладко, но потом я буду болеть, поэтому я не стану его есть».

Когда вы знаете, что это яд, что от него нет никакой пользы, а потом будет только хуже, то, остановившись один раз, второй, в дальнейшем вы уже не захотите его есть. Говорить об этике легко, но применять это на практике – трудно, надо обладать определенной силой. Бывает так, что монахи говорят красиво, но при этом не могут, как полагается, практиковать. Расскажу историю.

Один монах увидел плачущую женщину и спросил: «Почему вы плачете?» Женщина ответила, что у нее умерла мама. Тогда монах сказал: «Все непостоянно. Мама непостоянна, ты непостоянна, я тоже непостоянен. Однажды мы все умрем. Зачем плакать?»

Через день эта женщина увидела того монаха в слезах и спросила о причине его горя, на что он ответил: «У меня умерла корова». Женщина удивилась: «Вчера вы говорили такие красивые слова, что мама непостоянна, я непостоянна, вы тоже непостоянны, все непостоянно. Почему же сейчас вы так не думаете?»

Монах ответил: «Если умирают чужие люди, ничего страшного, но, когда своя корова умирает, это тяжело. Где я теперь буду брать молоко?»


© перевод лекции Геше Тинлея
08.06.14
88
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет