Коррупция: кого винить?

Индивидуальная мораль во многом зависит от процесса социализации человека. Конечно, важную роль здесь играет воспитание в родительской семье, а также прямое подражание ребенка поведению старших. По сути, люди изучают модели поведения, еще сидя на коленях своих родителей. По этой причине коррупция может быть и следствием определенного воспитания.
Родители открывают этот мир для своих детей. Соответственно, на становление морали ребенка влияет существовавшая в его родительской семье дисциплина, транслируемые отцом и матерью принципы морали, ситуации подчинения старшим.
С другой стороны, склонность к коррупции может и не быть связанной с «выученной аморальностью». Возможно, что тяжелые социальные и экономические условия ставят человека в такое положение, что он, даже и выросши в моральной семье, склоняется к коррупции. Но даже если сложность условий и видится человеку оправданием коррупции, то это будет иметь тяжелые последствия для него и для всех: коррупция распространится повсюду (оправдывая ее сложностью своего положения, взяточниками станут многие), в результате чего она начнет восприниматься как негласная норма, и такой она будет видеться уже и представителями более молодых поколений.
Вот так складывается традиция коррупции, целая коррупционная культура. Возникают условия, в которых нельзя сделать важных вещей, не дав при этом взятки чиновнику. Вообще, вопрос коррупционной культуры очень интересен. Конечно, за коррупцию могут отвечать отдельные лица — «гнилые яблоки». Но что делать, если дух коррупции присутствует в самой культуре? Ведь тогда потенциально «зараженным» становится каждый!
Многие культуры даже создают популярные оправдания коррупции. Иногда в таких культурах взятка представляется как «подарок», и при этом утверждается, что якобы ничего дурного не происходит. Это будто бы просто благодарность за «доброе дело». Хотя размер «подарка» и условия его «вручения» говорят совсем о другом...
По сути, коррупция становится феноменом культуры; и это надо иметь в виду, борясь с ней. А культура коррупции — это еще и культура лени; человек, ориентирующийся на взятки, ищет «легких путей» для получения денег вместо того, чтобы изобретать что-то новое и оригинальное для их заработка. Кроме того, за культурой коррупции стоит и отсутствие уважения к правилам, отсутствие страха перед последствиями своих действий.
Коррупция в таких условиях как инфекция поражает бизнесменов, политических лидеров, многих жителей государства. Хорошо, что при этом остаются и те люди, которые восстают против коррупции, выступают за прозрачность и ответственность. Вся надежда — на этих смелых и честных борцов!
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Deleted

Deleted.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Профессия и карьера


Комментарии

Хорошая статья.
17.06.14

Sol

Спасибо!!!
18.06.14
Написано все верно. Но вопрос «что делать?» Для меня лично остается....
+1
18.06.14
Вы правильно пишете, что " коррупция становится феноменом культуры". Я бы сказал, она была и есть феномен культуры. Это способ жизни, принятый в данном обществе. Люди живут и не замечают. А приедет кто в другой регион и сразу коррупция бросается в глаза. Помню, ездил в 80-е годы из Ленинграда в Одессу, был поражен тем, что там совсем нельзя варежку разевать даже покупая спички. Так, на грани юмора и нахальства, но постараются надуть. Так показалось. Или в Средней Азии: все через родню. Для них — нормально, а нашими глазами — беспредел. Просто, свое было незаметно, а чужое бросалось в глаза.   У нас сейчас это стало проблемой благодаря нашей поликультурности. Есть просвещенные, продвинутые, которые «выше» данного способа отношений и готовы разоблачать и карать, но общество в целом не готово становиться честными и принципиальными и продолжает жить коррупционной жизнью. Причем, во всех сферах. Взять, например,… обычного школьника. Подавляющая часть нисколько не постесняется списать контрольную, сделать ДЗ по решебнику или обратиться за решением в раздел «Учеба» на данном сайте. К слову, многие эксперты не погнушаются подсобить ему в этом неправедном деле. За деньги или за рейтинг — по-всякому. Это массовое неправедное поведение. Или аморальное… или безнравственное… или криминальное — как посмотреть. Вот так мы и живем в меру своей испорченности. Причем, те, которые «принципиальные», они тоже свой интерес блюдут, если присмотреться. Понятно, что в Европе по-другому. Но лучше ли? Просто по-другому. И уж восставать против коррупции, точно, нужно очень осторожно. Сначала против собственного неправедного поведения. Если каждый так сделает, то и проблема решится. Только не сразу, чтобы не быть совсем белой вороной, а чуть-чуть светлее хотя бы. Нужно и самооценку беречь.  
20.06.14
@Анатолий
Посыл «начать с изменения себя» понятен. А что значит отказаться от коррупции «чуть-чуть»? Это как? Иногда давать взятку, а иногда не давать? Или давать меньше, чем другие?))
Вы считаете, чтобы «не быть совсем белой вороной», можно продолжать участвовать в коррупционном безумии? Вот это, кстати, большая проблема. И этическая, и психологическая. Если человек стремится к морали, но живет в «прогнившем» обществе, должен ли он «прогибаться» под «гниль»? Кажется, это тяжело и опасно восставать против гнилого большинства, но ведь соглашательство с гнилой моралью и добровольное гниение — это саморазрушение. Если большинство барахтается в грязи, должен ли человек себя тоже испачкать, чтобы «не быть совсем белой вороной»?
02.07.14
Думаю, что важную роль, в формировании личности, склонной брать взятки, играет — воспитание и как раз семейная мораль. Многое идёт из семьи. Ну и конечно, власть и деньги, соблазн для многих людей +1
17.07.14