Аркан Маг, как Архетип.(часть 1) .

В данной статье я попытаюсь описать Аркан Мага, работа над этим Архетипом сложна и многообразна, так как данный Аркан сам по себе достаточно многогранен и многозначителен. Отдельные трактовки его могут противоречить друг другу. Я не ставлю своей целью в данном материале изложить все возможные аспекты этого очень обширного Аркана, мне хотелось бы попробовать донести до читателя свой субъективный взгляд, и, возможно, расширить его понимание, открыть для изучающих его новые грани.

Краткая история развития Аркана Маг, разнообразие изображений в различных колодах. Если рассматривать история развития мага, то можно заметить, что изначально, Аркан Мага представлял собой фокусника, рыночного мошенника, показывающего фокусы и при помощи этого зарабатывающего деньги. Таковым его можно увидеть в первом дошедшем до нас Таро, Висконти.Таким же он остается и в Марсельском Таро, хотя тут есть уже свои особенности.Стоит отметить, что Марсельское Таро – первая эзотерическая колода, и тут у мага над головой уже можно увидеть шляпу, образующую знак бесконечности. Этот же символ бесконечности в последствие использует в своей колоде и Уайт, выводя Таро на новый эзотерический, философский уровень. Маг у Уайта уже не мошенник, но «юноша в облачении мага с ликом божественного Аполлона» — как пишет о нем сам Уайт. К символу бесконечности над головой, в виде горизонтальной восьмерки добавляется другая символика бесконечности, например его пояс из змеи, кусающий себя за хвост, или так называемый ураборос, как символ бесконечного духовного и душевного совершенствования. На столе Мага Уайта уже нет места наперсткам, перед ним лежат символы четырех стихий. Он владеет всеми младшими арканами, всеми стихиями… Его возможности формально бесконечны. Маг Уайта символизирует первое пробуждение эго, воплощение главного принципа «Я есмь». По сути вся жизнь человека может умещаться в эту одну емкую фразу. По сути все земное существование человека нацелено на то, чтоб доказать самому себе свое существование, самоутвердится. Это период жизни ребенка, когда он осознает отличность себя от окружающего мира, свою индивидуальность. Начинает отделять, что есть мир, а есть он. Маг – Уайта, как и всех последующих колод на его основе символизирует энергию сознательного разума, весь творческий потенциал. Маг Кроули уже воплощает в себе принцип играющего бога, если в колоде Уайта символы стихий лежат перед магом и готовы к работе, то Маг Кроули уже легко и непринужденно жонглирует ими.Хотя, отголоски этой мысли можно найти еще в описании Уайта, который в своей книге «Иллюстрированный ключ к Таро» сравнивает символы стихий с игральными фишками. Более подробно о символизме карты Маг Уайта мы поговорим в следующем разделе, а пока лично мне хотелось бы отметить еще одну важную особенность Мага: это доля риска. Маг, магик, любой эзотерик, никогда на 100% не знает, насколько успешно пройдет его ритуал и с какими трудностями он столкнется. Часто работа мага связана с риском для жизни. Так как Маг работает с непознанным, а следовательно часто опасным, многие маги в своей работе непосредственно сталкиваются с энергией Смерти, некоторые работают с ней опосредованно. На мой взгляд, достаточно интересно эта мысль выражена в колоде Таро Бахомет.Где голова Мага расположена непосредственно над (под) лезвием гильотины, при том, отражается в ней, т.е. Маг в данном контексте – это тот, кто взаимодействует со смертью, находится на волоске от нее, при этом, именно это взаимодействие и дает ему силы. Отголоски этого есть и в Марсельском Таро, т.е. рыночный фокусник-мощенник так же рискует быть растерзанном толпой, если будет плохо знать свое искусство, если будет недостаточно ловок. Маг – это всегда балансирование на грани, но умелое балансирование, возведенное в рамки профессии, маг – это граница между эросом и танатосом. Это рождение нового, за счет смерти старого.

Архетип Мага в мифологии и фольклоре
Традиционно карту Мага связывают с Меркурием или Гермесом. В алхимии – с ртутью, для людей того времени, это воплощенный парадокс – жидкий метал. Говоря о Гермесе – мы говорим о прекрасном, обаятельном, красноречивом обманщике, который только родившись, угнал коров Аполлона, и при этом даже его отец Зевс, довольно строгий к своим чадам, не смог гневаться на него. Гермес – бог торговли и рациональных знаний, умеющий всегда выйти сухим из воды. Балансирующий на грани, проводник душ в подземный мир. Здесь мы опять сталкиваемся с взаимодействием со смертью, о чем мы говорили в прошлом абзаце.
Гермес был единственным из греческих богов, легко путеществующим между миром живых и мертвых. Уайт в своей колоде связывал Аркан Мага с восьмеркой – числом Меркурия (Гермеса), на меркурианские мотивы Аркана указывает и общий желтый цвет Аркана. Но 8-ка, о чем так же пишет Уайт, это еще и число Христа. Христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе, как о превращении в «восьмерицу». Довольно любопытно, на мой взгляд, это выражено в колоде Таро «Золотых Икон», где в качестве Аркана Маг представлена сцена сцена из Евангелие, где Иисус пробуждает к жизни Лазаря, воскрешает его. Если говорить о христианстве, безусловно, архетип Мага воплощается во Христе, который, для христианского мира, символизирует начало и конец сущего, победившего смерть и через принятие смерти, искупившего грехи человечества. В египетской мифологии Архетип мага представлен в культе Бога Осириса. Говоря о фольклоре, хочется упомянуть еще одну историю, обыгранную в FairyTale Tarot, здесь аркан Мага представлен как простой мальчик, получивший магические таланты через взаимодействие с Драконом (драконы и змеи так же во многих культурах являются один из символов мира загробного). На самом Аркане изображен мальчик, открывающий шкатулку, в которой он хранит чешуйку от шкуры дракона бурь. Опять же мы можем говорить здесь о взаимодействие с силами превышающие человеческие, дарующие неограниченные возможности, но вместе с тем, способные уничтожить адепта.
Сразу на ум приходит сказка описанная Карлом Гюстофом Юнгом в своей книге «Дух Меркурия», где мальчик находит бутылку с духом, который ему представляется как дух Меркурия, когда мальчик откупоривает бутылку, герметично запечатанную (т.е. закрытую знаками Гермеса, интересная тема для размышления) Дух грозится убить беспечного парня. Но мальчик хитростью вновь загоняет Дух в бутылку, после чего заключает с ним соглашение и, в обмен на свободу, тот дарует мальчику неслыханные богатства. Эта история довольно ценна для понимая Аркана Маг, причем, тут мы видим Мага и в лице хитрого юноши, и в лице Духа Меркурия, с которым напрямую связывают Аркан Мага. Не трудно понять, что с психологической точки зрения, Дух и Мальчик едины, с одной стороны, Дух воплощает скрытый потенциал парня, с другой, его безграничные возможности, загнанные в подсознание.

Во второй части нашей статьи мы коснемся психологических аспектов данного Аркана.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Лилит Гранат

Чернокнижница. По вопросам белой магии не обращаться. Любовная магия. Черное Венчание. Таролог, арканолог. Юнгианская психология. Детальный разбор Вашей ситуации, совет как поступить. . 7 лет успешной работы с клиентами. Я здесь для того, чтоб об Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Эзотерика > Таро


Комментарии

Спасибо. Познавательно. Вот только почему с мага начали, а не с шута? В современных колодах нулевым арканом часто является шут. Хотя, маг, конечно, фигура поинтереснее:-)
29.09.14
Юлия, начала я вообще с Императрицы, если мои блоги, я прорабатываю Арканы в данном случае не последовательно, а сскорее ориентируясь на то, какое влияние они оказывают на мою жизнь. Шут — отдельный, долгий и сложный разговор, он не входит в общий ряд Арканов. Благодарю, что заинтересовались.
30.09.14