КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ПОЛЮБИТЬ УЧЕБУ. 7 ШАГОВ К ЦЕЛИ. - блог №1306634

изображение из вопроса

Многие родители задаются вопросом, как заинтересовать ребенка учебой.

Хочу поделиться с вами собственным 19-летним опытом работы с детьми. Осуществив 7 простых шагов, вы почувствуете, что достигли взаимопонимания с ребенком, ощутите себя успешным родителем и, в очередной раз, убедитесь в талантливости своих детей.

1. Дайте ребенку понять, что вы его союзник. Озвучьте его переживания: «да, я знаю, что тебе сейчас не хочется выполнять домашнее задание. Ты бы с удовольствием посмотрел телевизор, поиграл, порисовал» и т.д. Таким образом вы снимаете внутреннее сопротивление ребенка, позволяя ему быть искренним, а значит и более восприимчивым к тому, что вы предлагаете.

2. Предложите ему помощь. А давай вместе разберемся с твоим домашним заданием.

Внимание! Это означает только то, что вы поможете ему организовать его труд, сделать его осмысленным и интересным. Выполнять домашнюю работу малыш будет сам. Многие родители боятся помогать в учебе, опасаясь того, что ребенок привыкнет постоянно требовать внимания и не сможет работать самостоятельно. Но помощь помощи рознь.Младшие школьники еще не обладают развитой волей, самоконтролем и учебной мотивацией. Вот здесь-то и понадобится ваше разумное участие.

3. Определитесь с массивом работы и разбейте его на части. Ребенку может казаться, что домашнее задание очень объемное. Это пугает и отталкивает. Если что-либо не очень хорошо получается или требует чрезмерных усилий, дети (да и взрослые) будут стараться максимально отложить во времени нудное и трудоемкое дело.

Для этой цели стоит завести симпатичный блокнот. Интересно работать и с мини-органайзером, где малыш, как взрослый, будет планировать свои дела и отслеживать их выполнение. Выполнив часть дел, ребенок вычеркивает их из своего списка. Таким образом, он может наблюдать, как сокращается количество задач. Это учит планированию, контролю деятельности, а также усиливает мотивацию (осталось совсем немного).

Планируйте работу на неделю. Как правило, в течение недели есть дни более и менее загруженные. Выполнение каких-то заданий заранее, позволят ребенку высвободить больше времени для своих интересов и избежать переутомления.

4. Сначала выполняем наиболее увлекательное и краткосрочное задание. Так легче настроиться на учебный лад.

5. Используйте часы (можно песочные) Часто ребенок не умеет ориентироваться во времени и ему кажется, что он слишком много его затрачивает на занятия. Это также может служить поводом оттянуть начало занятий. Контроль за временем — не только полезный навык, но и дополнительный способ мотивации. «Давай посмотрим, сколько у тебя уйдет времени на то или иное задание, если ты будешь внимательным и постараешься выполнить работу как можно лучше.

Такой эксперимент лучше ваших слов убедит малыша в том, что за уроки стоит браться сразу, чтобы осталось больше времени на общение и развлечения.

6. Задайте четкие критерии оценки работы. То, что кажется вам очевидным, для ребенка таковым не является. Слово «аккуратно» для детей — чистая абстракция.

Критерии должны быть простыми, понятными и выполнимыми: — порядок на столе (ничего лишнего);
— прямая спина;
— при письме буквы должны быть одинакового размера, не сползать со строчки;
— каждая цифра в своей клеточке;
— будь внимательным и не отвлекайся, пока не доделаешь работу до конца.

Учите ребенка выполнять работу не для вас, учителя и кого-то еще, а для самого себя. Для этого формируйте в нем осознанность.

Заниматься должно быть удобно и приятно. Порядок на столе, удобная посадка на стуле, качественная ручка, острый карандаш, линейка и т.д. должны быть подготовлены заранее.

Не увлекайтесь переписыванием. Ребенок должен учиться качественному выполнению сразу. Если же вы видите, что он не постарался, то придется настоять на перевыполнении. При этом вы должны быть убедительны (доброжелательно убедительны!!!). Некачественное дело не принимается!.. Поверьте, как только ваш малыш убедится в закономерности этого правила, охота его нарушать сразу отпадет. Так формируются воля и ответственность.

Но не переусердствуйте! Если вы видите, что ребенок старается, но из-за усталости что-то идет не так, отложите работу, переключитесь на что-то другое. Передохнув, ребенку легче будет справиться с тем или иным делом.

Если ваш малыш удерживает внимание с трудом, научите его сначала концентрироваться на коротких этапах деятельности: «напиши одно слово красиво, качественно и не отвлекаясь», «а два сможешь?». И обязательно поощряйте! Детей не мотивирует долгосрочная перспектива: «если у тебя в течение недели не будет троек, я куплю тебе… или позволю тебе…». Им важно видеть результат своего труда здесь и сейчас.

Применяйте игровые методы поощрения. Помните, что младший школьник, еще дитя. Поскольку его учебная мотивация только формируется, удерживать внимание ребенка очень помогут элементы игры. Здесь вы можете использовать любые формы. Все, что подскажет ваша фантазия.

Несколько примеров из моей практики:

Виртуальный футбол» (лист делится на 2-е части для подсчета очков. Если ребенок работает качественно и внимательно гол вам, если наоборот ему).

Соревнование улиток (схематично изображаете двух улиток и две тропы; в случае если ребенок старается и выполняет работу внимательно, его улитка передвигается быстрее).

Появление домовенка (успехи ребенка сопровождаются появлением домовенка из бочки; на листе бумаги рисуется бочка, из которой подетально появляется домовенок (ребенок хорошо работает – появляется глаз, потом еще один, шляпа и т.д.)

Вариантов много.

Иногда ребенку достаточно вашего восхищения, выражаемого в «ахах», например: «Если ты сейчас красиво напишешь эту строчку и ни разу не ошибешься, то я скажу «ах-ах-ах», а если ошибся – промолчу».

С применением этого метода дети работают не просто тщательно, а супер-тщательно. Ощущение, что их успех важен для вас, способен сотворить чудо. Обратите внимание ребенка на ощущение «приятной усталости» от работы, связанное с чувством удовлетворения и успешностью.

7. Используйте наклейки и рисунки. Сейчас продается огромное количество наклеек (смайликов, звездочек и т.п.). Их можно использовать с целью создания дополнительной мотивации ребенка к учебе. Каждое хорошо выполненное дело помечается в блокноте звездочкой или смайликом. Такое поощрение создает у ребенка мотивацию достижения цели, способствуя развитию целеустремленности.

Если вы хорошо рисуете, то забавные мелкие зарисовки в блокноте будут восприниматься ребенком даже лучше, чем купленные наклейки.


Желаю вам успеха в занятиях с детьми!

Всегда помните, что самый важный и незаменимый стимул в учебе – ваш доброжелательный и искренний интерес к ребенку.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Арина

Сосредоточься на том, что ты можешь изменить. Остальное встанет на свои места. Дэвид Росси. Если вы нуждаетесь в помощи и под Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Замечательный блог!  Есть особенность с переписыванием. Не увлекаться во всех классах, кроме первого.Сейчас( в отличие от советских времен) очень мало строчек на отработку дается.Рекомендую мамам покупать такие же тетради и пробовать сначала там. И добавила бы еще: научите ребенка пользоваться своими учебниками ( как он устроен, что такое оглавление и т.д.), за столом- только уроки! Устал- выйди, отдохни, попрыгай и т.д.  +1
23.12.14
Очень дельные рекомендации для родителей! Спасибо!
23.12.14
Полезный блог. Особенно про мотивацию мне понравилось. Спасибо.
25.12.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store