Профессиональная этика психолога

Проведение    консультации обязательно предъявляет к психологу морально-этические требования, а если он не будет следовать им, тогда беседа, возможно, не будет успешной.

Основной принцип работы психолога — «не навреди». Для  клиента психологическое воздействие во время беседы независимо от метода и формы ни в коем случае не должно ухудшать его состояние, быть психотравмирующим и снижать самооценку. А сама беседа с психологом для клиента  не должна представлять психологической нагрузки.

Второй принцип работы психолога — неразглашение конфиденциальной информации, которая получена в ходе разговора. Выводы и заключение по результатам работы с клиентом, которые предназначены для передачи администрации, должны быть сформулированы в такой форме, которая учитывает интересы  клиента.

Третий принцип этики психолога связан с методами и стилем общения в процессе всей беседы. Какие-либо формы проявления неприязни, унижения, насмешки либо высокомерия недопустимы. Рекомендуется такой стиль общения, как умение выслушать собеседника, терпение, доброжелательность, приветливость, доверие к своему клиенту. Психолог не должен требовать от клиента полной откровенности или получать от него сведения, не относящиеся к проблеме, ведь человек имеет естественную склонность к психологической защите. Если   клиент явно не желает участвовать в беседе, то это достаточный повод для прекращения разговора.

Этические принципы при проведении беседы:
1)  Клиент  добровольно участвует в беседе;
2) Активно принимает решения;
3) И психолог, и клиент сохраняют конфиденциальность диагностической информации;
4) Психолог предоставляет клиенту многовариантность выбора.

Последний принцип – психолог обязан постоянно профессионально самосовершенствоваться. То есть у него должен быть высокий уровень анализа и контроля собственного поведения в процессе беседы с клиентом, признание и обязательное исправление совершенных им ошибок, а также профессиональный психолог должен понимать пределы собственной компетентности. Если у специалиста не хватает профессионального опыта и определенных знаний, ему следует направить испытуемого к более опытному коллеге.

Абсолютно в любой деятельности имеются свои проф. правила, их реализация обязательна для специалистов, также она повышает эффективность их деятельности. Как правильно вести диагностическую беседу, вы сможете увидеть ниже. Понимание и знание правил взаимодействия «исследователь — испытуемый», которые основаны на традициях гуманистической психотерапии, во многом помогут психологам. Если психолог будет следовать этим правилам, то он обеспечит этичность своей профессиональной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Психолог должен быть доброжелательным. Специалисту нужно создать комфортные условия для клиента. Последний, в свою очередь, должен чувствовать себя спокойно и непринужденно. Доброжелательное отношение должно быть не просто следованием нормам поведения, а именно внимательным отношением к  клиенту, то есть хороший психолог должен уметь слушать, оказывать психологическую поддержку, ставить себя на место другого человека, который обратился за помощью, и ни в коем случае не осуждать его, а стараться понять.

2. Психолог должен ориентироваться на жизненные ценности и взгляды своего клиента. Многие люди считают, что психолог должен опираться не на общепринятые правила и нормы, а на идеалы и принципы клиента… Задача психолога – не критиковать взгляды клиента, иначе тот, в свою очередь, замкнется в себе, не сможет быть откровенным и искренним, следовательно, психологическое воздействие окажется почти нереализуемым.

3. Разграничение профессиональных и личных отношений. Заводить дружбу с  клиентом не рекомендуется, а также оказывать психологическую помощь близким родственникам и друзьям.

Автор: Вера

01.11.11
72
3 ответа
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Вера

Я - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ, практикующий ПСИХОЛОГ. КОУЧ. Помогу Вам сделать жизнь такой, какой Вам хочется. Я верю в то, что в каждом человеке есть силы и возможности для решения сложных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Это всё хорошо! А что вы этим хотели сказать!?

Все эти приниципы — настоящие психологи соблюдают, если не соблюдают, то и не настоящие, а так! 

06.11.11

Добрый вечер.

Хорошо, что поднимаются время от времени подобные вопросы, можно сверить позиции. Спасибо Вере.

Все мы рефлексируем в той или иной мере, это неизбежно. И о профессиональной этике приходится порой задумываться, как бы программируя себя. Часто не находим решения. Как, например, распознать истинное суицидальное или другое злонамерение со стороны и что делать, если подозреваешь что-то нехорошее. Сообщить бы в компетентные органы такую конфиденциальную информацию, а как? В Амер.Асс.Конс. этический кодекс занимает страниц 20-30. Они постарались все предусмотреть и продумать, но у них и служба давно существует и отработана. У нас тоже постепенно появляются подобные регламенты от имени разных институтов. Однако, беспокоит то, что эти заведения пытаются застолбить поляну, закрепить монополию на профессию, бесцеремонно объявляя свои документы обязательными и пр., назначают всякие сертификации, аттестации и подобные процедуры. Все бы ничего, да пугают сплошные «должен», «обязан», «в сторону — ни-ни». Должномания получается, почти по Эллису. Скоро шагу не ступишь без разрешения того или иного хозяина. В системе образования это уже вовсю процветает.

Вот вспомнилось еще. Когда-то давно в годы учебы я работал в ВОХРе, и старший караула, отставной майор, каждое утро начинал развод с серьезных слов: «Часовой должен быть опрятный и интеллектуальный...». По-моему, это требование подошло бы и к психологу, и к консультанту.  

Из приведенно текста мне больше всего нравится последний принцип о самосовершенствовании. Он бесспорен. Хотя и в остальных декларируются правильные вещи, но как их интерпретировать. 

06.11.11
Спасибо за хороший и познавательный блог.
24.07.15