ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧУВСТВА ЮМОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю вниманию уважаемых коллег текст моего доклада на научно-практической конференции «Юмор в психотерапии» (Одесское отделение Украинского союза психотерапевтов (секция психоанализа),  Одесский психоаналитический институт – Одесса,   9 апреля 2008 г.). Возможно, он будет кому-то интересен и полезен.
 
                                                                                                                     ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧУВСТВА ЮМОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Юмор и чувство юмора представляют собой сложные теоретически конструкты, в которых можно выделить целый ряд аспектов – когнитивных, эмоциональных, социально-психологических. Именно многоплановость и интегральность этих явлений делает их исследование перспективным в психодиагностике (однако это же, вероятно, и затрудняет разработку стандартизированных методик в данной области). Несмотря на это, особенности юмора клиентов и испытуемых могут служить источником ценной информации в практике психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии.

Прежде всего необходимо отметить специализированные психодиагностические методики, предназначенные для изучения особенностей юмора испытуемого. Примером может служить опросникHumor Styles Questionnaire (HSQ) ( Rod А. Martin & Patricia Doris). Его теоретической основой является классификация юмора R. Martin, критерием. по которому производится классификация, является целевое предназначение или направленность юмора. В соответствии с этим выделяется четыре типа (которым соответствуют четыре шкалы опросника) – самоподдерживающий (самопоощряющий), агрессивный, аффилиативный и самоуничижительный. Важно для практики разделение стилей юмора на адаптивные (1,3) и потенциально дезадаптивные (2, 4), что позволяет проводить более подробный анализ особенностей копинг-стратегий (юмор в качестве стратегии совладающего поведения рассматривается многими авторами, однако наиболее распространенные методики изучения копинга (Лазаруса, Амирхана, Хейма, Нормана и соавторов) не содержат шкал для его измерения). Сходен с HSQ по концепции и вопросам опросник Coping Humor Scale (CHS) (Rod A. Martin & Herbert M. Lefcourt). Недавно оба эти опросника были адаптированы О. А.Зайвой, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина („Шкала використання гумору як ресурсу стресоподолання” та „Опитувальник стилів гумору”).

Другое направление в психодигностике, использующее особенности юмора – это определение личностных установок, психологических проблем и особенностей мотивации. По сути, это разновидность проективных методик. Пример подобной графической методики приводится Г. Айзенком и Г.Вильсоном («Как измерить личность») – ранжирование 32 юмористических рисунков, отнесенных к четырем категориям юмора (использование двойного значения слов или совмещения несоответствующих элементов, использование непрямой межличностной агрессии – высмеивания определенных людей, групп или учреждений, использующие прямую агрессию — изображающие физическое насилие или грубость, прямое оскорбление, использующие сексуальную тематику). Авторы указывают, что «профиль предпочитаемого юмора» коррелирует с личностными особенностями (экстраверсия – интроверсия, упорство – уступчивость, эмоциональная нестабильность – уравновешенность) и гендерными особенностями.

Примером вербальной методики данного типа является распространенный Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Бабиной. Стимульным материалом являются карточки с юмористическими фразами, которые испытуемый должен распределить по нескольким предлагаемым темам. Количество отнесенных к какой-либо теме карточек является показателем выраженности установки повышенной чувствительности в данной сфере, что может служить признаком наличия психологических проблем или недостаточно осознаваемых сильных потребностей в ней.

Отдельные вопросы, касающиеся особенностей юмора испытуемых, используются и в других методиках (в частности, в личностных опросниках Г. Айзенка EPI, EPQ, MPI, где они, как правило, характеризуют экстраверсию, в описании гипертимного типа в методике аутоидентификации характера Э.Г. Эйдемиллера и т.п.).

Школьному психологу часто приходится не только проводить психодиагностику, но и осуществлять психологическое консультирование учащихся и сотрудников (а зачастую выполнять и функции менеджера по персоналу, осуществляя диагностику с целью профотбора). При этом используются не только стандартизированные методики, но и нестандартизированные экспериментальные методы, методы беседы (психологического интервью) и наблюдательные методы. Выявление особенностей проявления и восприятия юмора может и в этих случаях быть источником ценной информации. В соответствии с одной из классификаций юмора (Anna Radomska) выделяются такие типы, как когнитивный юмор (основанный на логической несовместимости элементов) и уничижительный юмор (подчеркивание чужих и собственных ошибок, зачастую оскорбительное для объекта). Чаще всего оскорбляющий юмор используется подростками как проявление вербальной агрессии ( в известной методике «Карта наблюдений Д. Скотта» высмеивание других детей выделяется как одна из поведенческих реакций, характерная для проявлений враждебности к другим детям. Шкала оценки межличностных отношений в группе В. Ньюстетгера также содержит описание как аффилиативные (смех, улыбки как проявления товарищеского отношения), так и агрессивные проявления юмора (ирония как проявление равнодушия либо злобы или презрения к другим)). Таким образом, тип предпочитаемого юмора может характеризовать как степень когнитивного развития, так и личностной зрелости, а также выраженности агрессии либо аутоагрессии. Rod Martin также выделяет корреляции между типом предпочитаемого юмора по своей классификации и особенностями личности. Так, с самопоощряющим юмором положительно коррелируют высокая самооценка, ощущение психологического благополучия, удовлетворенность социальной поддержкой, открытость опыту и др. а отрицательно – депрессия, тревожность, плохое настроение, нейротизм.

Личностные особенности, акцентуации характера могут проявляться, в частности, и в особенностях восприятия юмора – так, K. Leonhard описывает как характерную черту демонстративных личностей и истероидных психопатов чрезмерный пафос, отсутствие восприятия комических моментов в собственных поступках, высказываниях и претензиях. Несоответствие повода для веселья выраженности эмоциональной реакции описывают как характерную черту лабильного типа В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, В.А. Глушков. Характерное для циклотимиков одновременное сосуществование грусти и повышенного настроения, юмора и депрессивного настроения описывалось под названием диатетической пропорции еще Э. Кречмером.

Характерные особенности юмора давно выделены в клинической практике и могут использоваться как маркеры, указывающие на необходимость более детальной диагностики соответствующих состояний. Так, общеизвестен специфический алкогольный юмор – плоские, примитивные, циничные шутки с доминированием алкогольной тематики. Сходный «плоский юмор», но с наркотической тематикой, наблюдается при выраженных изменениях личности в динамике наркоманий. Общеизвестны такие проявления 2-й (наркотической) фазы гашишной интоксикации, как безудержный, зачастую немотивированный (и заразительный — в случае групповой наркотизации) смех. Предпочтение «черного юмора» описывается как характерный симптом при «синдроме эмоционального выгорания» и посттравматическом стрессовом синдроме (ПТСР). Соответствующие пункты содержатся в методиках, направленных на диагностику этих состояний. Л.А. Китаев-Смык описывает как проявления деструктивных пост постстрессовых изменений личности также инфантильность, «дурашливость» и неуместные шутки.

Когнитивные аспекты юмора позволяют использовать изучение его особенностей с целью диагностики сферы мышления. Так, в известной нестандартизированной экспериментально-диагностической методике А.Н. Бернштейна «Установление последовательности событий» часто в качестве стимульного материала более высокой степени сложности используются серии рисунков Х. Бидструпа. При этом выявляется также доступность для испытуемого юмористического содержания (рисунки Х. Бидструпа могут быть использованы в качестве стимульного материала также в других методиках, в частности в методике «Рассказ по картинкам» — Е.А. Мищенко, 1999). Недостаточное осмысление переносного смысла, подтекста может быть проявлением эпилепсии. Непонимание юмора, перенос юмора на неадекватные объекты также может служить проявлением нарушения процессов обобщения при шизофрении (Т.П. Пушкина).

Наконец, следует отметить связь особенностей юмора с новой и продуктивной концепцией эмоционального интеллекта (Daniel Goleman, 1995), т.е. способностью человека распознавать и истолковывать свои собственные эмоции и эмоции окружающих, а также использовать полученную информацию для реализации своих целей. Наличие развитого чувства юмора считается одним из важных компонентов ЭИ, позволяющим распознавать его не только при тестировании (например, при помощи методики определения уровня ЭИ Н. Холла), но и при свободном общении.

Таким образом, изучение особенностей проявления и восприятия юмора может служить источником ценной диагностической информации в самых различных сферах профессиональной деятельности психолога – психодиагностике, психологическом консультировании и психотерапии, HR — менеджменте, профотборе и др. Немаловажно то, что изучение этих особенностей возможно не только при помощи стандартизированных процедур тестирования, но и при помощи нестандартизированных экспериментально-психодиагностических методик, а также при беседе с испытуемым и наблюдении (стандартизированном и нестандартизированном) за его поведением, что позволяет проводить скрининг и диагностику в ситуации, когда стандартная процедура тестирования по каким-либо причинам невозможна или нежелательна.

 1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000
2. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. К., 1989
3. Блейхер В.М. Крук.И.В. Патопсихологическая диагностика. К.,1985
4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964
5. Друтько В.А. «Эмоциональный интеллект»// Отдел кадров, 2004, №8
6. Зайва О.О. «Методики, спрямовані на вимірювання почуття гумору: опис, адаптація, перші результати»//Наукові записки Інституту психології імені Г.С. Костюка АПН України, 2005, Вип… 26. – Т. 2
7. Зайва О.О. «Юмор как ресурс совладающего поведения»// Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, 2003, №599
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
9. Козлов А.А., Рохлина М.Л. Наркоманическая личность. Медицинский портал  NewDoctor   www.newdoctor.ru/kl3.htm
10. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.-П., 1932
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1981
12. Леонова Л. Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск, 1998
13. Мищенко Е. А. Психотерапевтические функции детского рассказа//Сборник работ конференции “Lomonosov”, 1998
14. Симонов П.А. «Синдром эмоционального выгорания»// Медицинская газета, 2005, № 43
15. Tillett R. «Больной внутри нас: психические расстройства у специалистов медицинского профиля»//Обзор современной психиатрии, 2004, вып.22

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Полищук Мирослав

Привычные мысли ведут к привычным эмоциям и действиям, и это всех устраивает. . . до поры до времени. А всегда ли то, что привычно, правильно? Что происходит на самом деле? Зачем мы делаем то, чего сами не хотим? Вопросов, которые стоит себе задать, о Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

!S!WCRTESTTEXTAREA000000!E!
20.03.13
Сейчас на сайте

Статья архиважная, Мирослав. мне жаль, что так поздно заглянула в ваши блоки. пожалуйста, присылайте ссылки на ваши статьи. 

с глубоким уважением.

30.04.13
Сейчас на сайте

  Статья интересная очень, Мирослав!

03.08.13

Мирослав, а нет ли видеозаписи элементов Вашей работы, и именно с юморными моментами? Мне встречалось подобное видео, снятое клиентом, восхищенным своим психотерапевтов, и это было так здорово! (Если ответ положительный, и вас можно увидеть, то прошу ссылку в чат)

26.10.13
Спасибо вам за интересный блог.
12.08.15