Невротические расстройства у детей с ДЦП.



Ребенку, больному церебральным параличом (ДЦП), в повседневной жизни приходится сталкиваться с огромным количеством стрессогенных факторов. Это могут быть психотравмирующие ситуации в детском саду и школе, неадекватное воспитание, конфликты в семье и т.д.
Подобные обстоятельства приводят к развитию у ребенка невротической симптоматики. Она включает в себя личностные расстройства, возникающие на фоне поражения центральной нервной системы и требует обязательного обращения к психотерапевту.
Характерной особенностью ребенка с ДЦП может стать совокупность кратковременных расстройств. Это реакции, помогающие ему адаптироваться в той или иной ситуации. Если они возникают регулярно, то приходится говорить о появлении у ребенка невроза.
Невроз, как и любая другая болезнь, имеет свои причины возникновения, динамику развития и исход. Интересно, что у ребенка с ДЦП тот или иной невроз может длиться годами, приобретая затяжной хронический характер. Желательно не допускать его появления и тем более — развития. Главную роль в этом играет четкое понимание источников, причин заболевания. На практике же получается наоборот, совместные усилия реабилитологов и родителей сводятся к купированию симптомов невроза. Подобный вариант развития событий не является успешным, так как якобы ликвидированные симптомы невроза, вскоре возникают вновь. Все возвращается на свои прежние места.
У детей с ДЦП встречается три формы неврозов:
1.Астенический (неврастения) — возникает на фоне ярко выраженной хронической усталости и перегруженности центральной нервной системы.
Чаще всего встречается в тех семьях, где к ребенку предъявляются чересчур завышенные требования. А он, превозмогая психическую усталость и напряженность, старается оправдать ожидания родителей. Астенический невроз может стать также следствием резких жизненных перемен, происходящих с ребенком.
Например: первые посещения детского сада или школы способны обернуться серьезным испытанием для малыша. Домашнему ребенку, живущему в атмосфере любви и заботы, бывает трудно окунаться в мир холодного социума. Легко спровоцировать неврастению могут наставления учителей, воспитателей или родителей, призывающие ребенка к бесконфликтному поведению или примерному послушанию. В результате увещевательных бесед и разговоров, он находится в постоянном напряжении, боится расслабиться и быть самим собой. Усугубить ситуацию может разлука с родителями или другими близкими людьми. Допустим, что если малыш первоклассник остается один на один с другими детьми и учителями в школе, то он понимает, что теперь ему самому придется принимать решения. Так он может впервые столкнуться с несправедливостью одноклассников, безразличием и авторитарным влиянием взрослых. Одного учебного дня будет достаточно, чтобы наступило очень сильное перенапряжение детской нервной системы. Забирая ребенка из школы, родители могут увидеть на его глазах слезы, а из его уст услышать жалобы на головную боль, головокружение и усталость. Он может вести себя с некоторой долей раздражения и агрессии. Таким образом происходит конфликт между ожиданиями родителей и реальными психофизиологическими возможностями ребенка. Уже спустя некоторое время, он активно начинает противиться походам в учебное заведение: просит родителей об этом напрямую, либо меняет свое поведение таким образом, что на передний план начинают выступать психосоматические нюансы.
2. Истерический невроз — это состояние характерно для детей, которым неистово поклоняются в семье, делая из них маленьких «кумиров».
Тут ситуация складывается следующим образом: родители, чувствуя свою вину перед ребенком за наличие у него болезни, потакают его всевозможным капризам и желаниям. Поскольку это происходит на протяжении долгого времени, то ребенок, однажды получивший родительский отказ, начинает возмущаться и недоумевать. Выглядеть это может следующим образом: получив отказ от мамы в чем-либо, он начинает громко требовать, кричать, размахивать руками, топать ногами и даже бросается на пол. В домашних условиях мама способна купировать истерику, настаивая на своем и проявляя терпение. Но, если этот сценарий разыгрывается в публичном месте, то зачастую мама готова уступить маленькому крикуну, лишь бы только не привлекать к себе лишнее внимание со стороны окружающих. Ребенок, увидев слабость взрослого человека, сразу же понимает, что с помощью истерики он может добиться очень многого. Такое поведение для ребенка становится нормой до тех пор, пока он не попадает в детский коллектив, например, в школу. Здесь уже действуют другие правила, которым он должен подчиняться. Манипулировать чужими людьми, как взрослыми, так и своими сверстниками, очень сложно. Самооценка ребенка резко падает и тут же появляется отвращение не только к коллективу, но и ко всему учебному заведению в целом. Ребенок страдает. У него могут появиться боли различной этиологии, головокружение, тошнота, рвота, энурез, энкопрез, судороги и другие симптомы невротического характера. Родителям, столкнувшимся с подобным поведением, следует четко понимать, что истерика — не симуляция. Ребенок действует, руководствуясь своими подсознательными установками, сильно страдая при этом.
3.Навязчивые расстройства — их причиной является тревожность. Ее уровень у детей с ДЦП очень высок. Развитие навязчивого невроза начинается как правило в том случае, если родители ребенка не имеют единой воспитательной концепции. За одно и то же действие его сначала ругают, а потом, спустя какое-то время — хвалят, потом опять ругают и опять хвалят. Он не может понять, что происходит. Единственное, что явно видно, так это то, что наказание, либо поощрение, основывается на настроении взрослого человека. Очень часто малыш может видеть, как за одно и тоже действие мама хвалит его, а отец ругает.
Как же ему быть? Какого поведения придерживаться? Ребенок в растерянности. У него возникает тревога. И чем старше он становится, тем выше поднимается уровень тревожности. Появляются различные навязчивости.
К невротическим навязчивым расстройствам относятся:
1.Навязчивые страхи — сковывают эмоциональную сферу детей с ДЦП. Например: страх одиночества, замкнутого пространства, боязнь громких звуков, страх темноты и др. Многие из них связаны с неблагоприятным внутриутробным развитием, тяжелым течение родов или с выраженным несовершенством двигательных функций ребенка.
2.Навязчивые идеи — поражают мыслительную сферу. Они могут выражаться в постоянно повторяющихся попытках вспомнить чье-то имя, адрес, название песни или киногероя. У детей подросткового возраста часто возникают идеи сексуального характера, а иногда и острое желание ругаться матом. Например: ребенок может постоянно представлять себе половой акт между двумя знакомыми ему людьми, думать о своих половых органах и т.д. Как правило, мысли такого характера ребенок не озвучивает, поэтому обнаружить их довольно сложно. Но если родителям или специалистам все же удастся сделать это, создав максимально доверительные отношения с подростком, то он поделится. Высказавшись близкому человеку, ребенок почувствует облегчение.
3.Навязчивые ритуалы — проявляются в различных движениях. Их можно разделить на несколько групп:
1.) Ритуалы, помогающие достичь успеха.
Они очень разнообразны, могут быть довольно изощренными. Причина их появления такова: когда-то ребенок справился с трудной ситуацией, используя определенное действие и теперь он постоянно повторяет его, надеясь на удачу в других делах. Например: однажды на уроке ребенок случайно порвал тетрадь, но вскоре получил хорошую оценку за выученное стихотворение. Связав два этих момента воедино, он в дальнейшем старается чуть-чуть надорвать тетрадку перед тем, как рассказывать учителю стих.
2.) Ритуалы, снижающие тревожность.
Ребенок может демонстрировать свою силу и напористость лишь для того, чтобы отпугнуть агрессию со стороны других людей. Об этом могут свидетельствовать подергивания головой, сплевывания, постукивания предметами по столу и т.д.
Кроме того, снизить быстро нарастающую тревогу ребенок может вызывая у себя позитивные эмоции. Например: при сосании пальца, ковырянии в носу, облизывании губ, поглаживании своего тела.
3.) Агрессивные ритуалы.
Это своеобразный способ самонаказания, к которому прибегает ребенок, надеющийся на милость судьбы. То есть, он делает себе больно лишь затем, чтобы в дальнейшем ему не сделал больно кто-то другой. Например: он может выдергивать себе волосы лишь для того, чтобы мама не ругала его за «двойку» в дневнике.
К аутоагрессии можно отнести: покусывания губ, нанесение ударов самому себе, излишнее обгрызание ногтей, обдирание и откусывание заусениц, расцарапывание кожи и др.
Навязчивости могут друг с другом сочетаться, во многих из них нет никакого смысла. Порой, ребенок даже сам не может объяснить их значение. В таком случае на помощь родителям приходят специалисты реабилитологи и абилитологи, прекрасно понимающие символику навязчивых расстройств.
Детям с ДЦП, страдающим от невротических расстройств, необходима психологическая коррекция, заключающаяся в развитии у ребенка социальных интересов, коррекции его жизненных целей и в повышении самооценки.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

★ ВИКТОРИЯ ★

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАРОЛОГ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ •❖• РАСКЛАДЫ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ И ЗАПУТАННЫЕ СИТУАЦИИ •❖• БУДУЩЕЕ ПАРЫ •❖• ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК •❖• ПРИЧИНЫ ОДИНОЧЕСТВА •❖• ПУТЬ К ЖЕНСТВЕННОСТИ •❖• ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ и ЧУВСТВ •❖• ВЫЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВА •❖• ОПРЕ Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Медицина > Педиатрия


Комментариев пока нет