Спинномозговые грыжи у детей.



Основной частью скелета человека, образованной 32-34 парами позвонков, является позвоночник. Позвонки, сросшиеся между собой суставами, хрящами или связками, образуют пять отделов: шейный — 7 шт. (С1 — С7), грудной — 12 шт. (Тh1 — Тh12), поясничный — 5 шт. (L1 — L5), крестцовый — 5 шт. (S1 -S5), копчиковый — от 3 до 5 шт. (Со1 — Со5). Каждый позвонок имеет тело, дугу и
отростки. Пространство, находящееся между телом и дугой одного позвонка, называют позвоночным отверстием. Совокупность всех отверстий формирует позвоночный канал, в котором размещается спинной мозг.

Если не происходит смыкания одного или сразу нескольких позвонков, то спинной мозг вместе с оболочками выпадает в образовавшуюся щель. Так появляется спинномозговая грыжа — врожденная патология, в большинстве случаев сопровождающаяся гидроцефалией, анэнцефалией, расщеплением губы и неба, а также различными аномалиями желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

Наличие спинномозговой грыжи можно обнаружить еще во внутриутробном периоде развития ребенка. Для этого родители могут получить направление на проведение ультразвукового сканирования плода.
Точные причины появления спинномозговой грыжи не известны. С уверенностью врачи могут утверждать лишь то, что данная патология не носит генетической окраски.
Как правило, сразу после рождения ребенка, имеющуюся у него грыжу, можно легко обнаружить. Она представляет собой округлое или продолговатое выпячивание, имеющее тестообразную консистенцию. Кожный покров вокруг грыжи, как правило, имеет синеватый оттенок. Могут наблюдаться истечения спинно-мозговой жидкости. В большинстве случаев грыжа располагается в пояснично-крестцовой области, гораздо реже — в грудной, и практически не встречается в шейной.

Если местом расположения грыжи является пояснично-крестцовый отдел (L5- S1), то в процессе взросления у ребенка обнаруживаются функциональные нарушения органов малого таза, а также значительное снижение их чувствительности. Контрактуры голеностопных суставов в совокупности с деформацией стоп и их двигательными нарушениями способствуют искажению походки. В данном случае, вне стен своего дома, ребенок может передвигаться самостоятельно.

При локализации грыжи в средней поясничной области (L4-L5), сгибатели и отводящие мышцы бедра не имеют функциональных нарушений, отсутствуют вывихи и подвывихи в тазобедренных суставах, а также происходит образование гиперлордоза. Позвоночник деформируется в сагиттальной плоскости с ярко выраженной выпуклостью кпереди. Ребенок везде передвигается с помощью палочки и обязательно вместе с сопровождающим.
Грыжа, расположенная в верхней поясничной области (L1-L3), наделяет ребенка подвывихами, вывихами, контрактурами голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, а также сколиозами. Более того, происходит значительное нарушение вегетативных функций, а также функций органов малого таза. Благодаря дееспособности сгибателей бедра, ребенок может освоить лишь ползание на четвереньках, сидение и передвижение в пределах своего дома.
Грыжа, находящаяся в нижнегрудном отделе вызывает целый ряд патологических изменений, к которым можно отнести:
1. Понижение или полное отсутствие чувствительности в местах, расположенных ниже грыжи.
2. Трофические язвы, плохо поддающиеся лечению и не заживающие длительное время.
3. Ломкость ногтей, кожные отеки, снижение температуры кожи, остеопороз и другие вегетативно-трофические изменения.
4. Параличи сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, вызывающие истинное недержание мочи и кала.
5. Атонию и атрофию мышц, сопровождающие параличи нижних конечностей.
6. Контрактуры коленных и тазобедренных суставов, косолапость, вывихи и подвывихи, а также кифосколиоз.
Современная медицина выделяет несколько разновидностей грыж:
1.Менингорадикулоцеле — выявляется как правило, случайно при проведении рентгенологического обследования ребенка. Это патология тел позвонков, их дуг и остистых отростков. У ребенка в данном случае симптоматика или не развита вообще, или очень слабо выражена.
2. Рахисхизис — это совокупность аномального развития задней стенки позвоночного канала и отсутствие смыкания невральной борозды в единую трубку. Рудимент спинного мозга, состоящий из расширенных кровеносных сосудов и элементов мозговой ткани, располагается в канавке, образованной зачатками дужек и тел позвонков. Мягкие ткани, позвоночник и оболочки спинного мозга полностью расщеплены. Встречается как задний, так и передний рахисхизис. В большинстве случаев они сочетаются друг с другом, вызывая тяжелейшие патологии головного мозга и других органов. Дети, с подобной грыжей, не являются жизнеспособными.
3. Менингоцеле — из-за отсутствия сращения между дугами позвонков, происходит выпячивание оболочек спинного мозга. Они имеют вид мешка, наполненного цереброспинальной жидкостью. Элементы нервной ткани в нем отсутствуют. Спинной мозг занимает правильное положение, его структура не деформирована. Неврологический статус ребенка имеет минимальные нарушения.
4. Миеломенингоцеле — кроме оболочек спинного мозга, в выпячивании участвует его вещество и спинно-мозговая жидкость. Клиническая картина заболевания в данном случае зависит от места локализации грыжи. Чем выше она находится, тем тяжелее в организме нарушения. Шейная локализация дает самые тяжелые расстройства, а крестцовая — самые легкие.
5. Миелоцистоцеле — является наиболее сложным отклонением. Вместе с оболочками, спинной мозг выпячивается через дефект позвоночника. Спинной мозг может прилегать к внутренней стенке грыжевого мешка, а также способен срастаться с ней. Скапливающаяся в расширенном центральном канале спинно-мозговая жидкость, способна растягивать спинной мозг.
После рождения ребенка со спинно-мозговой грыжей, основной задачей медицинских работников является работа с родителями. Ей нужно уделять достаточно внимания, так как необходимо научить их правильному уходу за малышом. Его основу составляют: профилактика пролежней и предотвращение инфекций урологической сферы.
Лечение на ранних этапах развития — оперативное, требующее дальнейшей длительной реабилитации. Она должна в себя включать: приобщение ребенка к ранней двигательной активности, психическую стимуляцию, а также развитие речи и мелкой моторики рук. В нее должны быть вовлечены не только специалисты, но и родители.
Уже с первых дней жизни ребенку назначают лечебную физкультуру (ЛФК). В возрасте 1-6 мес. необходима стимуляция сенсорных систем, а также зрительно-пространственного и оптико-кинетического восприятия. Обязательно должны присутствовать как пассивные, так и активные суставные движения.
В период 6-10 мес. ребенку показана умеренная активность, включающая в себя ползание, перевороты и сидение. Обучая его подобным навыкам, следует использовать коврик. Это поможет избежать травмирования.
Переход в положение стоя и передвижение следует осваивать в возрасте 10-18 мес. Для этого могут понадобиться дополнительные вспомогательные средства, такие как опора, ходунки, коляски-платформы, вертикализаторы. Ребенка следует научить правильно падать и подниматься.
Медикаментозное лечение спинно-мозговых грыж у детей является малоэффективным и состоит в основном из двух составляющих: назначения препаратов, призванных улучшить восстановление нервной ткани, и витаминотерапии. Для стимуляции трофических функций мягких тканей ног возможно применение физиотерапии. Наиболее эффективными ее методами являются: лазеротерапия и магнитотерапия.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

★ ВИКТОРИЯ ★

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАРОЛОГ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ •❖• РАСКЛАДЫ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ И ЗАПУТАННЫЕ СИТУАЦИИ •❖• БУДУЩЕЕ ПАРЫ •❖• ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК •❖• ПРИЧИНЫ ОДИНОЧЕСТВА •❖• ПУТЬ К ЖЕНСТВЕННОСТИ •❖• ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ и ЧУВСТВ •❖• ВЫЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВА •❖• ОПРЕ Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Медицина > Педиатрия


Комментариев пока нет