Спинномозговые грыжи у детей.


Основной частью скелета человека, образованной 32-34 парами позвонков, является позвоночник. Позвонки, сросшиеся между собой суставами, хрящами или связками, образуют пять отделов: шейный — 7 шт. (С1 — С7), грудной — 12 шт. (Тh1 — Тh12), поясничный — 5 шт. (L1 — L5), крестцовый — 5 шт. (S1 -S5), копчиковый — от 3 до 5 шт. (Со1 — Со5). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки. Пространство, находящееся между телом и дугой одного позвонка, называют позвоночным отверстием. Совокупность всех отверстий формирует позвоночный канал, в котором размещается спинной мозг. Если не происходит смыкания одного или сразу нескольких позвонков, то спинной мозг вместе с оболочками выпадает в образовавшуюся щель. Так появляется спинномозговая грыжа — врожденная патология, в большинстве случаев сопровождающаяся гидроцефалией, анэнцефалией, расщеплением губы и неба, а также различными аномалиями желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.Наличие спинномозговой грыжи можно обнаружить еще во внутриутробном периоде развития ребенка. Для этого родители могут получить направление на проведение ультразвукового сканирования плода.Точные причины появления спинномозговой грыжи не известны. С уверенностью врачи могут утверждать лишь то, что данная патология не носит генетической окраски.Как правило, сразу после рождения ребенка, имеющуюся у него грыжу, можно легко обнаружить. Она представляет собой округлое или продолговатое выпячивание, имеющее тестообразную консистенцию. Кожный покров вокруг грыжи, как правило, имеет синеватый оттенок. Могут наблюдаться истечения спинно-мозговой жидкости. В большинстве случаев грыжа располагается в пояснично-крестцовой области, гораздо реже — в грудной, и практически не встречается в шейной.Если местом расположения грыжи является пояснично-крестцовый отдел (L5- S1), то в процессе взросления у ребенка обнаруживаются функциональные нарушения органов малого таза, а также значительное снижение их чувствительности. Контрактуры голеностопных суставов в совокупности с деформацией стоп и их двигательными нарушениями способствуют искажению походки. В данном случае, вне стен своего дома, ребенок может передвигаться самостоятельно.При локализации грыжи в средней поясничной области (L4-L5), сгибатели и отводящие мышцы бедра не имеют функциональных нарушений, отсутствуют вывихи и подвывихи в тазобедренных суставах, а также происходит образование гиперлордоза. Позвоночник деформируется в сагиттальной плоскости с ярко выраженной выпуклостью кпереди. Ребенок везде передвигается с помощью палочки и обязательно вместе с сопровождающим.Грыжа, расположенная в верхней поясничной области (L1-L3), наделяет ребенка подвывихами, вывихами, контрактурами голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, а также сколиозами. Более того, происходит значительное нарушение вегетативных функций, а также функций органов малого таза. Благодаря дееспособности сгибателей бедра, ребенок может освоить лишь ползание на четвереньках, сидение и передвижение в пределах своего дома.Грыжа, находящаяся в нижнегрудном отделе вызывает целый ряд патологических изменений, к которым можно отнести:1. Понижение или полное отсутствие чувствительности в местах, расположенных ниже грыжи.2. Трофические язвы, плохо поддающиеся лечению и не заживающие длительное время.3. Ломкость ногтей, кожные отеки, снижение температуры кожи, остеопороз и другие вегетативно-трофические изменения.4. Параличи сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, вызывающие истинное недержание мочи и кала.5. Атонию и атрофию мышц, сопровождающие параличи нижних конечностей.6. Контрактуры коленных и тазобедренных суставов, косолапость, вывихи и подвывихи, а также кифосколиоз.Современная медицина выделяет несколько разновидностей грыж:1.Менингорадикулоцеле — выявляется как правило, случайно при проведении рентгенологического обследования ребенка. Это патология тел позвонков, их дуг и остистых отростков. У ребенка в данном случае симптоматика или не развита вообще, или очень слабо выражена.2. Рахисхизис — это совокупность аномального развития задней стенки позвоночного канала и отсутствие смыкания невральной борозды в единую трубку. Рудимент спинного мозга, состоящий из расширенных кровеносных сосудов и элементов мозговой ткани, располагается в канавке, образованной зачатками дужек и тел позвонков. Мягкие ткани, позвоночник и оболочки спинного мозга полностью расщеплены. Встречается как задний, так и передний рахисхизис. В большинстве случаев они сочетаются друг с другом, вызывая тяжелейшие патологии головного мозга и других органов. Дети, с подобной грыжей, не являются жизнеспособными.3. Менингоцеле — из-за отсутствия сращения между дугами позвонков, происходит выпячивание оболочек спинного мозга. Они имеют вид мешка, наполненного цереброспинальной жидкостью. Элементы нервной ткани в нем отсутствуют. Спинной мозг занимает правильное положение, его структура не деформирована. Неврологический статус ребенка имеет минимальные нарушения.4. Миеломенингоцеле — кроме оболочек спинного мозга, в выпячивании участвует его вещество и спинно-мозговая жидкость. Клиническая картина заболевания в данном случае зависит от места локализации грыжи. Чем выше она находится, тем тяжелее в организме нарушения. Шейная локализация дает самые тяжелые расстройства, а крестцовая — самые легкие.5. Миелоцистоцеле — является наиболее сложным отклонением. Вместе с оболочками, спинной мозг выпячивается через дефект позвоночника. Спинной мозг может прилегать к внутренней стенке грыжевого мешка, а также способен срастаться с ней. Скапливающаяся в расширенном центральном канале спинно-мозговая жидкость, способна растягивать спинной мозг. После рождения ребенка со спинно-мозговой грыжей, основной задачей медицинских работников является работа с родителями. Ей нужно уделять достаточно внимания, так как необходимо научить их правильному уходу за малышом. Его основу составляют: профилактика пролежней и предотвращение инфекций урологической сферы.Лечение на ранних этапах развития — оперативное, требующее дальнейшей длительной реабилитации. Она должна в себя включать: приобщение ребенка к ранней двигательной активности, психическую стимуляцию, а также развитие речи и мелкой моторики рук. В нее должны быть вовлечены не только специалисты, но и родители.Уже с первых дней жизни ребенку назначают лечебную физкультуру (ЛФК). В возрасте 1-6 мес. необходима стимуляция сенсорных систем, а также зрительно-пространственного и оптико-кинетического восприятия. Обязательно должны присутствовать как пассивные, так и активные суставные движения.В период 6-10 мес. ребенку показана умеренная активность, включающая в себя ползание, перевороты и сидение. Обучая его подобным навыкам, следует использовать коврик. Это поможет избежать травмирования.Переход в положение стоя и передвижение следует осваивать в возрасте 10-18 мес. Для этого могут понадобиться дополнительные вспомогательные средства, такие как опора, ходунки, коляски-платформы, вертикализаторы. Ребенка следует научить правильно падать и подниматься.Медикаментозное лечение спинно-мозговых грыж у детей является малоэффективным и состоит в основном из двух составляющих: назначения препаратов, призванных улучшить восстановление нервной ткани, и витаминотерапии. Для стимуляции трофических функций мягких тканей ног возможно применение физиотерапии. Наиболее эффективными ее методами являются: лазеротерапия и магнитотерапия.
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

★ ВИКТОРИЯ ★

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАРОЛОГ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ •❖• РАСКЛАДЫ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ И ЗАПУТАННЫЕ СИТУАЦИИ •❖• БУДУЩЕЕ ПАРЫ •❖• ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК •❖• ПРИЧИНЫ ОДИНОЧЕСТВА •❖• ПУТЬ К ЖЕНСТВЕННОСТИ •❖• ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ и ЧУВСТВ •❖• ВЫЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВА •❖• ОПРЕ Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Медицина > Педиатрия


Комментариев пока нет