Маленький обманщик



Очень часто родители обращаются с вопросом «Что делать, если ребенок врет?». Действительно, для многих это становиться большой проблемой и разочарованием. Но для того чтобы принимать какие либо решения по исправлению данной проблемы, необходимо определиться что же стало причиной того, что ребенок начал обманывать. На сегодняшний день в психологии было выявлено множество таких причин.

ü Первая и наиболее частая причина – страх. Ребенок может обманывать из страха быть наказанным, отвергнутым, непонятым. В данном случае родители должны быть очень внимательны к проблемам своего ребенка. Также не стоит забывать, что такие проявления как боязнь темноты, или фантастическое чудовище под кроватью, в реальности могут говорить о том, что подсознательно ребенок чувствует себя отчужденным и стремится любыми способами привлечь внимание родителей и как можно дольше побыть с ними перед сном. В некоторых случаях родители совершают большую ошибку, высмеивая ребенка, и всячески борются с подобной ложью. В итоге пропасть между ребенком и его близкими начинает разрастаться, а страхи могут остаться с ним на долгие годы. Но, как бы, ни казалось абсурдным, многие страхи о чудовищах родители сами прививают своим детям, рассказывая с пеленок о том, что если он будет плохо себя вести, его утащит баба-яга (бабай, дядя с мешком и т.д.).

ü Обман преувеличение. Страх быть отвергнутым группой сверстников вынуждает ребенка лгать, приписывая себе или своей семье необычные особенности. Целью данного приукрашивания является в первую очередь стремление заслужить признание в группе. Такой обман чаще всего вызван потребностями в любви, уважении и признании. Очень часто чтобы заслужить любовь не только друзей, но и родителей, ребенок преувеличивает свои заслуги и положительные качества, говоря о том, что его похвалили в школе, хотя на самом деле этого вовсе не было. Но бывает и так, что ребенок преувеличивает негативные стороны семьи или школы, говоря о том что его обижают, придумывает то, чего нет вовсе. В этом случае есть стремление ребенка также привлечь внимание, но уже с целью сочувствия, жалости.

ü Ложь и внешнее воздействие. Также причиной лжи может быть влияние человека, которому ребенок не может противостоять. Авторитетом в данном случае может быть как родитель, если речь идет о маленьком ребенке, так и друзья в подростковом возрасте. На мой взгляд, более легко поддаются чужому влиянию и начинают много лгать те подростки, которые в своем детстве переживали подобное влияние со стороны родителей. Подверженность влиянию, отсутствие четкого собственного мнения, критичности мышление, все это приводит к легкому внушению и влиянию на поведение ребенка со стороны.

ü Фантазии. Бывает, что родители принимают за ложь фантазии ребенка, которые могут быть как безобидным проявлением, так и отражением серьезных проблем. Случаи простого фантазирования могут проявляться у детей с богатым воображением. И это проявляется не только в речи. Такие дети придумывают различные игры, могут себя занять. Рисуют удивительные сказочные миры. Бывают и более тревожные случаи, когда фантазирование становиться защитным механизмом. Так дети в семьях с авторитарным стилем воспитания и неблагополучных семьях, прибегают к миру воображения, чтобы скрасить неприглядную действительность.

ü Ложь, как следствие социально ожидаемого поведения, как и все описанные случаи выше, имеет определенные основания. Так, мы иногда должны обмануть, ведь от нас этого требует общество. Например, в гостях, мы должны похвалить хозяина за угощение, даже если еда пришлась не по вкусу. Но при этом крайне важно показать ребенку те границы, за которыми с одной стороны начинаются приспособленчество и потеря собственного лица, а с другой, необоснованная конфликтность и борьба с ветряными мельницами.

ü Целью проявления лжи-манипуляции является получение желаемого. На первый взгляд сложно отличить ложь-манипуляцию от лжи-преувеличения, целью которой является желание обратить на себя внимание. В данном случае ребенок также преувеличивает и лжет, но уже не из-за того что ему недостаточно внимания, а для того, чтобы быть в центре этого внимания, чтобы весь мир вращался вокруг него. Здесь очень важно отличать одно от другого. Ведь если ребенку не хватает внимания, и он всеми способами стремится его добиться, а его продолжают игнорировать, то это может привести к серьезным последствиям. Такой ребенок может замкнуться в себе, стать необщительным, неуверенным. И наоборот если ребенку достаточно внимания, а он с помощью лжи получает еще больше заботы и взрослые потакают его капризам, то в этом случае мы можем получить личность совсем иного плана. Такой человек в последующем будет манипулировать людьми, лгать им, зная, что ему все достанется без проблем. Однако мало кому хочется, чтобы им пользовались. В связи с этим во взрослой жизни лжецу — манипулятору будет сложно найти себе по-настоящему верное и дружелюбное окружение.

Прежде чем принимать какие либо меры, следует правильно определить причины лжи. Ведь по своей сути, ложь, как температура при болезни, является лишь симптомом. И если убирать только температуру, не исправляя болезнь, мы можем получить серьезное осложнение. При определении причины, важно также подобрать правильные методы изменения сложившейся ситуации. Важно помнить что понимание и принятие ребенка, помогут избежать многих проблем в воспитании.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Татьяна

Магистр психологии. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций. * Детско-родительские отношения и вопросы детской психологии. *Любовные отношения. * Личностные проблемы. Ознакомьтесь, пожалуйста, с профилем.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Татьяна! Спасибо ваша информация очень важна для родителей!
21.01.16
Коротко и по сути, спасибо!!!
27.01.16
Лилия, Виктория, спасибо за ваши комментарии.
29.01.16
Хорошее замечание насчет того, что родители хотят справиться именно с ложью, как с каким-то изъяном у ребенка, при этом не всегда берут на себя свою часть ответственности за возникновение этой лжи. 
Спасибо за блог, Татьяна!
21.04.16