Общаться в чате

Групповая психотерапия. Эссе на тему ...


Тема для эссе «
Техники ведения группы: групп-аналитическая группа, психотерапевтическая группа, фокусированные группы, тематические группы» была выбрана мной не случайно, так как в 2015 году я завершила первый двухгодичный уровень практического обучения в международнойшколе группового психоанализа под руководством Алины Тимошкиной, а сейчас осваиваю теоретическийкурс и второй трехгодичный практический курс обучения. Эта тема предоставляет возможность рассмотреть основные отличия в технике и позиции ведущих аналитических, психотерапевтических, фокусированных и тематические групп, и это та тема, которая на данном этапе обучения мне наиболее интересна.Группанализ и групповая динамика – это волшебство, позволяющее каждому участнику группы достичь внутренней гармонии и эмоциональной стабильности в восприятии себя и окружающих. Этот метод совмещает преимущества групповой психотерапии и психоаналитических практик, и то и другое в групп-анализе работает одновременно и оказывает взаимно усиливающий эффект, а так же дополняется знаниями из таких областей как, теория систем, психология развития, социальные теории, социальная и семейная психология и др.

Групповой анализ как метод групповой динамической психотерапии меня заинтересовал около пяти лет назад, и спустя год в 2013 году изучив все материалы доступные в тот период времени в интернете, я остановила свой выбор на Центре Психотерапии и Психоанализа А.А. Тимошкиной, чему безмерна рада. Участие в психоаналитической группе позволило мне на собственном опыте ощутить и прочувствовать, насколько психоаналитически ориентированная работа в группе экологична и насколько этотметод познания себя и других людей, глубок и комфортен. Также у меня была возможность убедиться как важна личность ведущего и техники, которые используются в работе с группой, где учитываются индивидуальные особенности каждого участника.Опираясь на собственный опыт, я могу говорить только об особенностях ведения групп аналитической группы и то, пока только с позиции участника, многие тонкости мне еще не доступны к пониманию и являются загадкой, которую мне очень хочется разгадать…

Итак, постараюсь, руководствуясь своими знаниями, имеющимися у меня на данном этапе обучения в Международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов, реализуемой под патронатом COIRAG (Итальянской Конфедерации Группового Психоанализа), рассмотреть основные отличия в технике и позициях ведущего.

Для этого рассмотрим для начала особенности групп:

1Группаналитическая группа. В её основе лежит теория психоанализа, что позволяет участнику такой группы исследовать себя через различные взаимоотношения, начиная с периода детских взаимоотношений в своей первичной группе — родительской семье. Участие в группе — это возможность поговорить о себе, услышать о себе, услышать опыт другого и увидеть себя глазами других, быть в отношениях. Длительное пребывание в группе позволяет решить многие жизненно важные проблемы: личных, семейных и деловых отношений, профессиональной деятельности, справиться с тревогами и фобиями, преодолеть депрессию, наладить коммуникации, обрести понимание, стабильность, не чувствовать себя одиноким, стать более уверенным в себе. Позиция ведущего: до вступления в группу проводятся несколько интервью с ведущим группы. В некоторых случаях может потребоваться подготовка к группе в течение нескольких индивидуальных встреч с аналитиком.

Группаналитическая группа во многих случаях может оказаться единственно возможным и подходящим методом психологической помощи. (источник: www.psychol-ok.ru/blogs/?b=13&t=54 ) Основные техники используемые в психоаналитические группы – это интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса.

Ведущего психоаналитической группы часто называют дирижером. Если сравнить группу с оркестром, то задачей дирижера группы является помощь каждому участнику в исполнении его партии (то есть, выражении себя таким, какой он есть) и, в то же время, чтобы инструмент каждого члена группы гармонично звучал в общей мелодии (то есть, дать возможность человеку вписаться в общество). Ни дирижеру, ни членам группы заранее неизвестно, какой будет мелодия каждого и группы в целом.

Ведущий способствует взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства. Обращает внимание участников на их сопротивление и реакции переноса, интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к «незавершенным ситуациям прошлого» и завершить их. Он также определяет нормы и правила группы.

2.Психотерапевтическая группа

Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности

Теоретическая ориентация

Роль и функции терапевта

Используемые техники

Группы психодрамы

Действует как помощник и режиссер, направляя ролевую игру; помогает создавать психодраму и обсуждать ее последствия.

Самопредставление и представление другого, беседа в роли другого и самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; «зеркало»; проекции будущего; техники «сдваивания»; «репетиция жизни».

Экзистенциальные группы

Является участником группы; создает партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя.

Используются различные методы для раскрытия и понимания участниками способов «бытия в мире».

Группы, ориентированные на личность

Помощник группе – находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая задача – быть заботливым, уважительным и понимающим; поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе; делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы.

Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на «что-нибудь»; важнейшие техники – активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь.

Гештальтные группы

Побуждают интенсификацию опытов участников и чувствительность к реакциям тепа; помогают участникам идентифицировать и закончить «незавершенные ситуации прошлого», имеющие влияние на настоящее поведение.

Конфронтация, «пустой стул», игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.

Группы трансакционного анализа

Выполняют дидактическую роль; учат участников узнавать «игры», в которые они играют, стремясь избежать близости, состояния Ego, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений.

Анализ «сценариев», моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.

Группы поведенческой терапии

Эксперт модификации поведения; обязан быть активным и директивным, действует как учитель или тренер; дает информацию и учит методам и навыкам самоизменения, чтобы участники могли практиковать их вне группы.

Системная десенситизация, тренировка доверия, имплозивная терапия, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, моделирование, обратная связь.

Группы рационально-эмоциональной терапии

Работают дидактично: объясняют, учат и переучивают; помогают участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением; учат менять мышление и поведение.

Активно-директивное обучение; используется много техник терапии поведения – устранение условностей, ролевые игры, исследование поведения, домашние задания, тренировка уверенности.

Групповой психотерапевт, с точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии, является главной фигурой. Он привносит в психотерапевтический процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения.

Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традиционно рассматриваемых в качестве факторов, способствующих эффективности групповой психотерапии, чаще всего указывают следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отличные от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценочного подхода, гибкость, терпимость, эмпатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других.

3. Фокусированные группы.

Метод фокус-группы (focus group) представляет собою обобщение фокусированного интервью. Разработку его начали еще в 1940-х гг. социологи и психологи Колумбийского университета (США), которые назвали его «групповым глубинным фокусированным интервью» (групповым — потому что интервьюируется не один, а сразу несколько человек; глубинным — так как он позволяет раскрыть глубинные, не всегда ясно осознаваемые установки и убеждения людей).

Важнейшим фактором функционирования фокус-группы является коллективная социодинамика, групповое взаимодействие. Ключевым элементом в подготовке фокус-групп является составление плана, сценария заседания. В социологической практике используются также и другие его наименования: путеводитель, гайд (guide — руководство, пособие), вопросник.Беседа обычно записывается с помощью звуко- и видеоаппаратуры.

После ее завершения исследователи анализируют полученный материал и извлекают из него выводы по интересующим их вопросам. Посреди комнаты должен стоять стол или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) и/или его помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу Ф.-Г. участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать стимульный материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна — несмотря на то, что проведение Ф.-Г. предполагает выражение участниками своего мнения, от них все же не требуется такой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя в некоторой мере психологически защищенным.

Ведущий фокус-групп, именуемый модератором является ключевой фигурой в фокус-групповом заседании. Буквальный перевод этого слова: регулирующий, умеряющий. Были попытки найти адекватное русское понятие, например, «председатель», «ведущий», но они не закрепились, поскольку не отражают специфику деятельности. Ведь в фокус-группе модератор не должен выступать в роли «начальника», руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу. Обычно опытный модератор балансирует между активным участием и пассивным наблюдением.Вот некоторые характеристики модератора: он должен обладать высокой коммуникативностью, быстро достигать взаимопонимания с респондентами, уметь их слушать, четко ориентироваться в ходе обсуждения, быть восприимчивым, иметь хорошую память. Он обязан хорошо ориентироваться в дискутируемой теме, но не выглядеть всезнающим — иначе участники будут воспринимать его как эксперта. Его осведомленность не должна серьезно выходить за границы знаний, которыми обладают респонденты.

4. Тематические группы.

Тематические психотерапевтические группы – это группы определенной направленности (тематики), в них собираются участники, которым необходима помощь в определенной сфере жизни. К таким группам относятся группы: для женщин, мужчин, подростков, снижения веса, освобождения отзависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, любовной…),сексуальной направленности и другие. Техники ведения тематических групп разнообразны и разноплановы. Используются техники гештальт терапии, НЛП, психодрамы, трансактного анализа, телесно ориентированной терапии, такие как арт-терапия во всем её многообразии: рисуночная, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная, куклотерапия, ролевые игры,наблюдение, анализ ситуаций и т.д. в зависимости от школ и направлений, в которых работают ведущие тематических групп.

Ведущие тематических групп могут занимать различные позиции: отпомогающей до обучающей.

Мне, как психоаналитически ориентированному психотерапевту, наиболее интересна работа и привлекательна позиция ведущего групп-аналитической группы.И вообще, я на личном опыте убедилась, что психоаналитически ориентированная групповая психотерапия – это то, что реально помогает преодолеть трудности и симптомы, продвинуться в личностном развитии, и стать более зрелым человеком.Она позволяет человеку стать более свободным, добавляет уйму разнообразных красок в познание мира и себя.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Скилкова Ирина

ХОТИТЕ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, НО НЕ ЗНАЕТЕ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Я ГОТОВА ВАМ ПОМОЧЬ. В результате нашей совместной работы, Вы познакомитесь с собой настоящим (ей), научитесь лучше понимать себя, свои желания, цели, обретете уверенность в себе, научитесь ви Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Большое спасибо за интересную информацию!!!
25.06.16
Спасибо, Ирина.
Полезная информация.
25.06.16
Большое спасибо за интересный блог, Ирина!
Желаю успехов в дальнейшем освоении и практике этих интересных методов!
С уважением,
Андрей
25.06.16
Спасибо, Ирина. Интересная статья. 
Успехов Вам в дальнейшем изучении и освоении практического опыта.
25.06.16
Сейчас на сайте
Здравствуйте! Ирина, спасибо за систематизированный и интересный материал! Слово ведущий, я бы заменил на… тренер (coach).
25.06.16
Спасибо Ирина.
Освежили в памяти значимые и полезные вещи и узнали много нового!
25.06.16
Полезная методическая статья. Благодарю, Ирина!
25.06.16
 наличие круглого стола
дает понимание себя как хозяина своей жизни и свободы принятия решения люди вокруг это сама жизнь в которой себя так по разному ощущают

25.06.16
Спасибо за очень подробный, понятный и практически ориентированный материал
25.06.16
Спасибо, Ирина за такой интересный материал, всегда с большим нетерпением ожидаю ваши статьи, доступно и  интересно изложено, жду ваших новых тем.
25.06.16
Спасибо! Очень интересная информация! Желаю дальнейших профессиональных успехов!
25.06.16
Сейчас на сайте
Ирина, спасибо за интересный блог, написанная информация полезна, как для психологов, так и для потенциальных клиентов, которые ознакомятся с тем, как работают в группе и какая будет польза от этого!
25.06.16
Очень интересная информация. Спасибо, Ирина!!!
25.06.16
Ирина, спасибо за статью!!! Поздравляю вас с завершением вашей первой части обучения! Читала вас и понимала, что хотелось бы так же)) В будущем думаю над тем, чтобы у себя в городе собрать тематическую группу.
25.06.16
Спасибо, Ирина, за интересную статью.
25.06.16
Ирина, мне понравилась статья! Благодарю! Все доступно и интересно!
Имею опыт работы в группе! Приятные воспоминания!
Удачи, Ирина!
25.06.16
Благодарю за статью!
25.06.16
Замечательно!
25.06.16
Здравствуйте, Ирина. 
Спасибо за статью. Очень информативный и полезный материал.
Успеха Вам)))
25.06.16
Отлично!
25.06.16

Ирина, работа в группах действительно очень интересна и познавательная. Поэтому полностью поддерживаю Ваше стремление более, глубоко  познать данную сферу деятельности. Вам спасибо, за то, что делитесь с нами столь ценной информацией. 

25.06.16
Спасибо, Ирина, за очень полезную статью! Мои поздравления с завершением первого уровня обучения! Дальнейших профессиональных успехов Вам!))
Полностью поддерживаю Вас в том, что групповая психотерапия — это то, что реально помогает… Мое личное мнение, любую индивидуальную терапию будет лучшим завершать групповой терапией. Так сказать, «обновленного» пациента лучше «выпустить» в социум ч/з группу, как наиболее экологичный и комфортный путь.
25.06.16
Удачи в освоении новых направлений. С ув. Александр Пиденко.
25.06.16
спасибо вам огромное за столь насыщенный качественный и доступный материал поданный в весьма увлекательной и доступной форме
25.06.16
Ира, Целая диссертация. )  
Согласна, что группанализ замечательная методика для решения проблем. 
Спасибо, что расшевелила мои мозги, которые по некоторым причинам дремлют. )
26.06.16
Спасибо за приглашение и познавательную статью, Ирина!
26.06.16
Спасибо большое за данную статью! Очень полезная информация.
26.06.16
Достаточно информативно и интересно. Благодарю, Ирина.
26.06.16
Отличный познавательный материал! Спасибо!!!
26.06.16
Ирина, спасибо.
Информация мне во многом знакома,
пожалуй, это лучшее, что может в настоящее время предложить
психологическая наука для групповой работы с клиентом...
С уважением, Юрий
26.06.16
Спасибо большое. Очень интересная и полезная информация.
27.06.16
Сейчас на сайте
Ирина, спасибо! Потрясающий и интереснейший блог!
27.06.16
Большое спасибо за очень подробный и очень нужный материал!
27.06.16
Спасибо за ценный материал.
27.06.16
Спасибо за полезную информацию и Ваш опыт! Желаю Вам успехов в дальнейшем обучении.)) Что может быть лучше: сочетание личностного роста и нескончаемого удовольствия.
27.06.16
Спасибо Ирина! Очень ценно!
27.06.16
Отличная и полезная информация! Благодарю!
27.06.16
Здравствуйте, Ирина, здравствуйте, коллеги!
Спасибо за тему и ее обсуждение.  Для меня это актуально, поскольку прямо сейчас увлечена групповой психотерапией и даже вовлечена в нее :)
Бывала на разных группах, и согласна, что это волшебство. То, как появляется, развивается и складывается общение, то как проявляется каждый участник… То, как люди «случайно» вступают во взаимодействие в соответствии со своими сценариями, начинают играть привычные в жизни роли и игры… Нигде так быстро не проявляется человек со всеми его проблемами, проекциями, паттернами поведения, как в группе. Очень эффективно решаются проблемы взаимодействия и общения — именно в общении и взаимодействии. Интересно наблюдать, как вспыхивают эмоции, всплывают воспоминания прошлого, проявляются злость, страхи и обиды… Как в партнере по группе видит человек своих близких — живых или ушедших — и отрабатывает свою боль… Море слез, удивление от инсайтов, благодарность за помощь в исцелении старых травм… Каждый, побывавшей в группе — уже никогда не будет прежним. Ведь он начал чинить свое Я, порой собирать его из кусочков, обломков… Это священнодействие, когда ты видишь, как кто-то на твоих глазах начинает принимать отвергнутую часть себя, собирая себя как объемный «Тетрис», или прощает давнюю измену, или учится говорить о своих чувствах другому человеку...
Группа — это правда волшебство. Чудо оживления, исцеления личности, которое многократно усиливается оттого, что каждый видит множество отражений своего Я во всех других участниках, и реагирует на эти отражения, и начинает осознавать свои реакции на эти реакции… Группа — это очень сложная система зеркал, которую настраивает тонкий и талантливый мастер — ведущий...
Спасибо за тему, Ирина. Глубоко тронуло.
28.06.16
Ирина, спасибо за поднятую тему и интересную и полезную информацию по ней.
28.06.16
Хороший обзор, спасибо!
28.06.16
Ирина, спасибо за интересную тему и статью!
29.06.16
ценно, Ира, как хорошо, что ты делишься :)
29.06.16
Очень интересно и познавательно. Спасибо огромное Вам Ирина.
18.07.16
Спасибо, Ирина, за ценную информацию! С уважением, Елена
16.10.16