Интересная религия: У ИСТОКОВ ПРОТЕСТАНТИЗМА. - блог №2545214

Пожалуй, сегодня, нет ни одного взрослого человека, который не слышал бы о такой системе религиозных верований, как протестантизм.Но мало кто знает о том, что у истоков его зарождения стояли величайшие личности своего времени — Джон Виклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола, Мартин Лютер.В чем же их истинная заслуга этих людей и какую на самом деле они сыграли роль в формировании нового, по тем временам религиозного течения?Давайте разбираться...
изображение из вопроса

Сегодня в мире существуют государства, которые приняли протестантство после длительной, кровавой борьбы с католицизмом.Большинство населения, проживающего на их территориях — исповедуют догмы именно этого религиозного течения. К ним относятся:США, Канада, Швейцария, Швеция, Дания, Австралия, Нидерланды и Норвегия.Протестантизм — это направление христианства, первоначально сформировавшееся как следствие величайшего религиозно-социальногоявления — Реформации (16-17 в.в.)Реформация — это архиважное явление для всей мировой истории человечества, поскольку оно оказало колоссальное влияние не только на всю конфессиональную ситуацию в Европе, но еще и на распределение политических сил на ее территории, на трансформацию социума и культуру.Реформация имела глубокие корни и ее наступление было не спонтанным.В 14 веке наступил крупнейший кризис Католической Церкви, который был вызван осуждением со стороны общества.Многим не нравилось то, что Церковь предъявляла претензии на светскую власть, ее представители не соблюдали церковные законы, а клир отличался невежеством и безнравственностью. К свершению реформ в стане Церкви призывали не только богословы того времени, но еще и некоторые из пап.Однако, Церковь в то время была настолько сильна, что очень успешно противодействовала всем проявлениям свободомыслия.И только лишь в 16 веке движение против Римской Церкви так окрепло, что приобрело общеевропейское значение.Джон Виклиф (Уиклиф).Преобразования в Англии.
изображение из вопроса

Являлся одним из выдающихся вождей Реформации. Он родился в южной части Англии — поселок Спресвелл, в 1320 г. (приблизительно, т.к. точная дата не известна).Обучался в Оксфордском университете, был неимоверно образованным человеком. Основу его интересов составляли математика, философия, естествознание. Но на первом месте всегда было богословие.С 1361 г. Джон Виклиф стал служить священником. Он занялся тщательным изучением Библии и уже вскоре был одним из лучших знатоков Священного Писания (для своего времени).В 1365 г. Виклифа назначили ректором Кентерберийского богословского колледжа, он стал доктором богословия. А позднее он стал главой королевского прихода в Лейстершире, где впоследствии и провел всю свою оставшуюся жизнь.Что же толкнуло этого умнейшего, образованного человека на следование реформационным идеям?Почему он во время своих проповедей для прихожан утверждал, что Католическая Церковь очень отдалилась от первоначального апостольского христиантства?И зачем он использовал тезис, гласящий о том, что «Церковь должна быть такой же бедной, как во времена апостолов»?Все дело в том, что Виклиф очень интересовался вопросом власти на земле. Для него он был принципиально важным.Он говорил о том, что Бог, благодаря своей величайшей милости, дарует власть людям без посредничества Церкви. И люди, по разумению Виклифа, обязаны за это жить праведно. Он доказывал первенство светской власти над духовной.А Католическая Церковь гласила, что Бог произвел деление власти на светскую и духовную. Она утверждала, что власть светская должна подчиняться духовной, а значит — папе.Но это не все, чем отличался Виклиф от большинства священников. Также он отрицал распространенное тогда мнение о том, что Библия не может и не должна быть понятной для простых людей (для несвященников).Священное Писание, по утверждению Виклифа — это достояние всех людей, без исключения. Он желал, чтобы Библия была проста и понятна.В 1377 году Римский Папа Григорий 11-й назвал Виклифа еретиком и направил пять булл против него архиепископу Кентерберийскому, королю Эдуарду третьему, канцлеру и Оксфордскому университету. К буллам прилагались тезисы Виклифа, которые папа предлагал объявить еретическими.Однако, до суда дело не дошло, поскольку у Виклифа был влиятельный покровитель — герцог Ланкастер.В 1378 г. благодаря Джону Виклифу стали распространяться листовки среди простых людей на английском языке, а не на латинском, как это было ранее принято (это язык Католической Церкви). Тогда же он написал свое самое главное и наиболее известное произведение «Об истинности Священного Писания».В нем Виклиф прописывает основные тезисы, такие как: «Христос — единственный глава Церкви», «Церковь — совокупность всех верующих» и «Богословие — знание Библии».В 1379 г. свет увидела знаменитая работа Виклифа «О евхаристии», повлекшая за собой бурное негодование практически всех представителей духовенства. В ней Джон Виклиф высказывает свое категорическое несогласие с тем, что хлеби вино претворяются в Тело и Кровь Христа (вкушаемые верующим во время причастия). Полный реформаторских идей, Виклиф утверждает, что хлеб — остается хлебом, а вино — вином.Также он указал на то, что по его мнению, церковное таинство имеет не сакраментальный характер, а символический. И, соответственно, по логике Виклифа: лицо, проводящее таинство, не обладает сверхъестественной силой, и потому проводить таинства может любой мирянин.В 1380 г. он сравнивает Христа с Папой Римским в своем произведении «О папе», где сравнение ведется не в пользу последнего. Ведь из работы Виклифа понятно, что Христос отказался от власти светской, а папа не может этого сделать и, наоборот, неистово жаждет подчинения себе всех светских властей.Умер проповедник 31 декабря 1384 года. Однако, зерна его идей дали свои всходы и вызвали отклик у многих европейских философов, богословов, влиятельных людей того времени.Основной заслугой Джона Виклифа стал перевод им лично Нового Завета на английский язык (чего до него никогда не делали),а также по его просьбе был сделан перевод Ветхого Завета (его другом Николаем Хирфордом). Ведь до этого, католичество запрещало людям читать Библию. Это допускалось делать только священнослужителям во время проповедей. Но, даже при наличии сильного желания, простые люди и не смогли бы ее прочесть, так как в Европе Библия была в то время толькона латинском языке.
Кроме того, Виклиф проводил проповеди, в которых отрицал значимость монастырей и ратовал за их закрытие. Он доказывал, что монастыри являлись сосредоточием множества самых разнообразных пороков и что их наличие не оправдано. В результате, некоторые монастыри перестали получать спонсирование от многих состоятельных людей Англии и были закрыты.Ян Гус.Идеи Виклифа в Чехии. Вальденсы. Гуситы.

изображение из вопроса

В 1409 г. произошел раскол Католической Церкви.Причиной раскола стало противостояние двух пап.После смерти папы Григория 6-го, у ее главы встал папа Урбан 12-й, которого не признавали французские кардиналы. Они избрали своего папу, а именно — Климента 12-го. В результате: Франция, Шотландия, Сицилия и Неапольостались под руководством папы Климента.
Италия, Англия и Германия — папы Урбана 12-го.Между ними развязалась ожесточенная война. В последствии папы дошли до того, что прокляли друг друга и их обоих отлучили от Церкви.Началось назначение одного папы за другим. На соборе 1409 г. сначала отстранили от престола Римского Папу Грогория 12-го, затем папу Бенедикта 13-го (авиньонского), а после — был поставлен на главенствующую позицию Александр 5-й. Но, в результате никто не желал уступать свое место и все остались на своих позициях. Это привело к тому, что вместо двухпап их стало три. Это значительно ухудшило позиции Католической Церкви.Между Англией и Чехией в конце 14-го века были установлены тесные, дружеские связи, благодаря которым многие чехи имели возможность обучаться в Оксфордском университете. Именно так они знакомились с идеями, тезисами Джона Виклифа и затем привозили его труды и сочинения к себе на родину.Идеи церковного реформаторства постепенно просачивались на территорию Западной Европы и именно территория Чехии стала наиболее благоприятной почвой для взращивания идей Протестантизма.
Это объясняется тем, что Чехия была в то время единственной страной, где богослужения не велись на латинском языке.Все благодаря вальденсам — последователям Петра Вальда. Первые представители этой христианской общины появились ближе к концу 12 века, на юге Франции. Истинным авторитетом и примером для подражания на этой земле для них был богатейший французский купец Петр Вальд, который в какой-то момент своей жизни раздал все накопленное имущество беднякам и начал проповедовать. По мнению его последователей, трактовки Петра Вальда были «чистыми», не загрязненными постулатами и высказываниями католического духовенства.Вальденсы перемещались по территории Франции и Италии, распространяя идеи раннего христианства. Основу их жизненного уклада составлял аскетизм: практически апостольская бедность, добродетельность души и неимоверная кротость характера. Для официальных представителей Католической Церкви вальденсы являлись еретиками.Многих из них убили. Огромное количество — было сожжено в кострах «святой» инквизиции. Те, кому удалось спастись от погибели — стремительно переселились в Италию и Чехию.И сейчас на территории этих стран можно встретить христианские общины вальденсов.


Вальденсы.

изображение из вопросаНаибольшие волнения, связанные с перестановками и назначениями пап, начались в Пражском университете. После появления всех трех пап на Пизанском соборе, университет захлестнула волна неразберихи и хаоса. И это не удивительно, ведь с самых первых дней своего основания, это учебное заведение было интернациональным. Это был научный центр дляпредставителей самых разных национальностей. Каждая нация имела право вносить коррективы в управление университетом.Баварцы и саксонцы были на стороне Папы Римского Григория 12-го, чехи — желали достичь нейтралитета.Но в итоге там также произошел раскол, и в 1409 г. баварцы и саксонцы покинули территорию Чехии, в последствии основав Лейпцигский университет.На место ректора Пражского университета был назначен Ян Гус.Будущий проповедник и профессор философии родился в деревушке Гусинец, в 1371 г.Именно он стал наиболее активным последователем идей Виклифа. Став на путь служения Богу, Ян Гус проповедовал в Вифлиемской церкви (г.Прага). Его словам с удовольствием внимало огромное количество людей, среди которых была даже сама София — супруга короля Чехии Венцлава.Став ректором, Ян Гус получил еще и должность синодального проповедника, что говорило о его немалом духовном авторитете в среде церковной элиты. Именно поэтому, ничего не страшась, Ян Гус активно обличал духовенство и активно привлекал на свою сторону многих католических священников.Благодаря своему авторитету, Гус был назначен в комиссию по расследованию чудес, работавшую в г. Вилснак.Именно с появлением Гуса там, местные священники были уличены в махинациях и лжи, а демонстрируемые чудеса — признаныподложными.Точно также стремительно, как увеличивалась популярность Гуса в среде простых людей — также росло недовольство по отношению к нему со стороны представителей официальной Церкви. Постепенно, даже Архиепископ Пражский, бывший ранее покровителем Гуса, стал его непримиримым врагом. Именно он получил у папы разрешение на преследование Гуса и на объявление всех идей Виклифа ересью. Яну Гусу запретили проповедовать и около 200 томов работ Джона Виклифа было сожжено.Причиной подобного преследования стал тот факт, что Гус набирал в народе популярность и при этом активно указывал духовенству на его всевозможные грехи, взывал его представителей к истинно христианскому самоотречению от мирских благ во имя дела Христа.Негатив не остановил проповедника и он продолжал сеять идеи церковного реформаторства среди своих последователей, находясь в Вифлиемской церкви. Наиболее активно и рьяно Гус критиковал торговлю индульгенциями — церковными грамотами, позволявшими искупать человеку свои грехи еще при жизни. Также он обесценивал значимость любого Папы Римского, указывая на то, что у Церкви есть только один истинный глава — Иисус Христос и никто более.В 1413 году он написал работу «О церкви», где изложил все свои основные взгляды. Папа после этого предал Гуса анафеме и даже наложил интердикт на город. В Праге запрещалось совершать все церковные таинства до тех самых пор, пока город не отречется от Гуса и не изгонит его со своей территории.Король Чехии был вынужден отречься от него.В 1414 г. обманным путем проповедник был приглашен на собор в г. Констанце (Германия), где над ним состоялся суд. На соборе присутствовало более 60 тысяч человек, сам папа Иоанн 23-й, германский император Сигизмунд, 4 патриарха, 33 архиепископа, 30 кардиналов и большое количество епископов.После, Ян Гус был арестован и до 1415 г. пробыл в заключении.
6 июля 1415 г. проповедник был сожжен на костре. Перед тем, как привести приговор в исполнение, Гусу было предложено отречься от своих еретических высказываний, но тот не согласился.


«Ян Гус на костре в Констанце, 1415 г.»
(картина Владислава Муттиха)

изображение из вопроса

Последователей Яна Гуса называют гуситами. Уже после смерти проповедника, они смогли добиться того, что простые миряне получили право причащаться вином. А ведь ранее, это было привилегией лишь священнослужителей.Джироламо Савонарола.Зарождение протестантизма в Италии. «Сожжение суеты».
изображение из вопроса

Во Флоренции наиболее влиятельным и развратным в эпоху Возрождения был двор Медичи. Знатный род был знаменит своим неимоверным богатством. Зачастую, к оргиям, проходившим во дворце, присоединялись и служители Церкви.Против творящегося распутства и безудержной плотской вакханалии восстал только один человек — Джироламо Савонарола.Сегодня этот доминиканский монах искренне почитается как католиками, так и протестантами.Родившись в богатой, обеспеченной дворянской семье, Савонарола ушел из дома, едва став взрослым. Он 14 лет занимался изучением богословия и философии, проживал в доминиканском монастыре (Болонья).Благодаря его природному дару убеждать людей и склонять их к своей точке зрения, монах получил направление во Флоренцию, где он впоследствии начал заниматься образованием и воспитанием молодых послушников.Простые люди тянулись к нему, впечатлившись пламенными речами монаха. Савонарола не делил людей на бедных и богатых, он обличал пороки как тех, так и других.После того, как к стенам Флоренции подошел король Франции Карл 8-ой со своими войсками, семья Медичи бежала и главой республики в 1494 г. стал Джироламо Савонарола.Он по-прежнему жил в аскетичных условиях. Его пристанищем была бедная монастырская келья, он неустанно проповедовал в церкви.Благодаря тому, что народ самых разных сословий прислушивался к его словам, во Флоренции стали происходить положительные нравственные перемены. Представители знати и многие ученые надели рясы доминиканцев, прекратились междуусобные войны, молодежь организовывала «священную милицию».Начался процесс, который получил название «сожжение суеты»: горожане коллективно сжигали предметы роскоши, дорогие одеяния, светские книги.Подобное возрождение духовной жизни Италии, о котором так мечтал Савонарола продлилось не долго и многим его мечтам не суждено было сбыться.
Представители семьи Медичи жаждали возврата власти и начали настраивать людей против доминиканского монаха. Это делалось путем активного подкупа. Кроме того, против монаха сыграл тот факт, что в городе началась чума.Страшная смертоносная эпидемия усилила недовольство народа, сделав его недоверчивым и обозленным. Папа Александр 6-ой воспользовался этим и отлучил монаха от Церкви.В 1498 г. Савонарола был арестован. Его обвинили в ереси, подвергли мучительным пыткам, а также смерти через повешение и сожжение.

Мартин Лютер.Реформация в Германии. Протестантизм.

изображение из вопроса
В период, предшествовавший Реформации, единого Германского государства не существовало. Значительно позже, в 19 веке, произойдет объединение таких стран, как Германия, Нидерланды (соврем.), Люксембург, Бельгия, Австрия, Чехия и будет образована Германская империя.А в конце 15 — начале 16 веков существовало лишь объединение разрозненных небольших феодальных княжеств. Во главе их стоял представитель династии Габсбургов — император Максимилиан 1-ый. Но, его власть была слишком слаба, поскольку не было единых органов самоуправления, армии, финансовых институтов.
Страна была погружена в пучину феодальной раздробленности, а мнение и права простого народа никого не волновали.Церковь была верной и непогрешимой опорой феодализма. В церковные владения входило множество не только деревень, но и городов. Наибольший доход Папа Римский получал именно из Германии.Здесь было невероятное обилие продавцов индульгенций и сборщиков податей. Именно против господства индульгенций и выступал Мартин Лютер.Он родился в 1483 году, в г. Эйслебене (Тюрингия), в семье владельца плавилен и меднорудных разработок. В 1505 г. он окончил Эрфуртский университет, став магистром свободных наук. Кроме того, Лютер вступил в орден августинцев, славившийся своими чрезвычайно строгими нравами.В 1512 г. он стал доктором богословия.

Изначально, Мартин Лютер не намеревался так целенаправленно выступать против продажи индульгенций, он всего лишь высказывал свои идеи относительно этого процесса.
В 1517 г. он просто вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов против их продажи.Неожиданно для него самого, новости об этом действе стремительно облетели Европу и стали предметом обсуждения во многих религиозных центрах и университетах.
изображение из вопроса

Римский престол не раз пытался повлиять на Мартина Лютера, однако — это не дало ожидаемых результатов. Реформатор стоял на своем. Но, в конце-концов папа Лев 10-й осудил Лютера и в 1521 г. вовсе отлучил от Церкви.Это не испугало реформатора и уже вскоре он опубликовал три памфлета, в которых говорилось об основных постулатах его нового религиозного учения. Их суть сводилась к одному — отрицанию основных догматов Католической Церкви.Мартин Лютер отрицал и опровергал утверждение представителей официальной Церкви о том, что индульгенция позволяет избавить уже умершего человека от греха и его душа после смерти, именно благодаря ей, последует в рай.Он также категорически отвергал авторитет папских посланий и декретов (Священное Предание). По его мнению, авторитетным должно было являться лишь Священное Писание и ничего более.Мартин Лютер настойчиво требовал отмены обета безбрачия (целибата), ограничения монашества, а также наличия всего лишь двух основных церковных таинств: крещения и причастия.Он открыто заявил, что считает верными идеи, выдвинутые чешским проповедником Яном Гусом.
За это его ждало обвинение в ереси, погибель на костре. Однако, благодаря своим влиятельным покровителям, Лютеру удалось избежать этого. Его всецело поддерживали немецкие гуманисты (во главе с Эразмом Роттердамским), а также националисты (под предводительством рыцаря Ульриха фон Гуттена). Свое покровительство Лютеру оказывали Фридрих 3-й, курфюст Саксонский и некоторые князья.Они все были крайне заинтересованы в освобождении Германии от папства.После наложения на Лютера опалы в 1521 г., он скрывался в Вартбурге и занимался переводом Нового Завета с греческого языка на немецкий, а впоследствии — приступил к переводу Ветхого Завета с древнееврейского языка. Интересен тот факт, что именно благодаря эти переводам были установлены нормы немецкого языка, которого в то время практически не существовало.


Библия Мартина Лютера.

изображение из вопроса

В результате своей деятельности, Лютер получил даже бОльшие плоды, чем он ожидал изначально: монахи покидали монастыри и женились, а во время причастия простым людям помимо хлеба стали давать вино.

Но, вслед за позитивными переменами стали проявляться и негативные: повсеместно стало расти число религиозных фанатиков, действовавших под прикрытием его имени.Они устраивали бесчинства на улицах, уничтожали иконы, совершали варварские налеты на церкви и громили их.Именно с 1521 г. начинаются авторитарные и резкие выступления Мартина Лютера против народных масс. Он требовал расправы над восставшими крестьянами, стремившимися к свободе и ратовал за восстановление их крепостного состояния. Мартин Лютер выступал против идей Томаса Мюнцера — предводителя крестьянства, настроенного чрезвычайно радикально.


Томас Мюнцер.

изображение из вопросаСам Лютер признавался в том, что слишком идеализировал простой народ. И по его словам, он понял, что "… эти христиане решительно ничего не знают об истинной вере...". Позднее он сам писал: "… Ни один не знает ни молитвы Господней, ни Символа веры, ни 10 заповедей..."Мартин Лютер способствовал созданию по всей стране образовательных учреждений: школ, университетов, большого количества учебных программ. Именно он, одним из первых, стал призывать к тому, чтобы обучение было не только обязательным для всех, но еще и бесплатным для детей бедняков.Чем дальше, тем глубже страна погружалась в пучину борьбы между представителями Католической Церкви и сторонниками нового учения. В 1529 г. Шпейерский рейхстаг по настоятельному требованию немецких князей-лютеран постановил о праве каждого немецкого князя выбирать не только себе религию, но еще и всем своим подданным.Затем, все в том же году, но уже на Втором Шпейерском рейхстаге, это постановление было отменено. От сторонников Лютера последовал протест. Именно благодаря этому процессу и произошел термин «протестантизм», что в переводе с латинского protestans (protestantis — род. падеж) — «публично доказывающий».В 1530 г. было принято Аугсбургское исповедание веры — наиболее ранний из протестантских Символов веры. В его создании принимал участие и сам Мартин Лютер.Умер он в 1546 г., так и не дождавшись подписания религиозного мира. Это произошло позже, в 1555 г., в Аугсбурге.Согласно ему, Протестантские Церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получали законное признание.
04.08.17
3772
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Религия


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store