Психологический подход рассматривает конфликт «как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение» [1]. Конфликтность же, как качество личности является неосознаваемой или частично осознаваемой установкой личности.
Исходя из этого, ребенка дошкольного возраста сложно назвать субъектом конфликта, так как
В общении со значимыми взрослыми ребенок перенимает стиль поведения, отношение к людям, у него закладываются и формируются основные черты личности. Так, в первые годы жизни в зависимости от стиля общения со взрослыми, у ребенка формируются и выполняются определенные жизненные задачи. «Задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность» [2].
Конфликтная личность имеет определенные установки и убеждения о том, что весь мир вокруг настроен враждебно и необходимо побеждать, чтобы не быть побежденным. Человек не может пойти на сотрудничество с другими людьми, так как в этом случае он будет считать себя побежденным. Несформированные в раннем возрасте доверие и автономность вынуждают ребенка быть зависимым от своих страхов и недоверия, что в свою очередь влечет настороженность и агрессивное поведение к окружающим. Все еще больше осложняется при наличии конфликтности у значимых взрослых. И не обязательно, чтобы конфликтность проявлялась по отношению к ребенку, вполне достаточно конфликтного отношения взрослого к внешнему миру и навязывания своего мнения ребенку.
Взрослый человек, обладая характеристиками конфликтности, в некоторых случаях способен проявить совладающее поведение. Ребенок же, не обладает достаточной волевой регуляцией, в связи с чем, его реакция проявляется более бурно и открыто, он сразу вступает в конфликт. В борьбе со своими страхами и неуверенностью он стремится занять значимое место в группе, но способен сделать это только с помощью конфликта и агрессии. Во многих случаях такая модель поведения ребенку навязывается в семье, когда для выставления иерархии применяется сила, и когда ребенку именно силовым методом указывается его место и положение. Однако конфликты происходят и в неконфликтных семьях, и особенно остро они переживаются в кризисные периоды дошкольного возраста.
Конфликты между детьми и взрослыми чаще всего происходят из-за столкновения интересов. Причина конфликта может быть совершенно незначительной, и не имеет значения, кто является виновником конфликта, но вот его степень, продолжительность и активность напрямую зависят от действий взрослого.
Существует три выхода из конфликтной ситуации с ребенком: выигрывает взрослый, выигрывает ребенок, сотрудничество. Первые два способа относятся к неконструктивным методам разрешения конфликтной ситуации. Так, в случае, когда выигрывает взрослый, чаще всего используется либо угроза (насилие), либо обман (манипуляция на тайных, неосуществимых желаниях ребенка). В данном случае, ребенок перенимает опыт взрослых, и впоследствии будет именно так общаться с другими людьми с целью исполнения своих желаний. В случае же обмана, ребенок сможет применять такое же общение и дома, так как угрожать он не может, а вот обманывать… Во втором случае, когда выигрывает ребенок, у него может развиться эгоизм. Кроме того, подобный способ решения конфликта возможен только в семье, соответственно в обществе ребенок будет не в состоянии выйти из конфликтной ситуации конструктивно.
Необходимо отметить и конфликты, возникающие путем переноса негативного настроения родителя на ребенка, так называемый смещенный конфликт. При возникновении, например, проблем на работе, у взрослого портится настроение и он переносит его на ребенка. Это наиболее опасный вид конфликта в системе «ребенок – родитель», поскольку малыш просто не понимает, в чем он виноват, а самый близкий для него человек настроен враждебно. Здесь кроме формирования конфликтности личности происходит и ряд других негативных трансформаций. Увеличивается пропасть между ребенком и взрослым, появляется отчуждение и недоверие. Все это разрушает взаимоотношения и приводит впоследствии к тому, что ребенок не имеет желания общаться и делиться своими проблемами с родителями.
Использованная литература:
1. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 320с.
2. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Пер. с фр. В. Большакова -М.: Академический Проект, 2006 – 480с.
Рекомендуем личную консультацию | |
Татьяна |
Магистр психологии. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций. * Детско-родительские отношения и вопросы детской психологии. *Любовные отношения. * Личностные проблемы.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с профилем.
Магистр психологии. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций. * Детско-родительские отношения и вопросы детской психологии. *Любовные отношения. * Личностные проблемы.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с профилем.
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Похожие блоги |