Что такое перинатальная психология?

Многие знают, что слово «психология» в переводе с греческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «учение»). Но не все знают древнюю восточную поговорку, которая гласит, что беременность — это время, когда в одном теле живут две души.

Эта поэтичная метафора подтверждается данными современной науки: с момента объединения материнской и отцовской клетки зарождается новый человек, который с каждымднемобретаетвсе больше возможностей ощущать и проявлять свою индивидуальность.

Существует отдельная область психологи, которая исследует, казалось бы, фантастическую вещь: душевную жизнь невидимого пока никому человека. Эта область называется перинатальная психология и тесно переплетается с другой областью знания — психологией родительства.

Но все эти разные «психологии», с их сложной терминологией, исследованиями и симпозиумами, существуют только для одной цели: помочь людям лучше понимать, что происходит в душе новорожденного ребенка и новоиспеченного родителя. А работа перинатального психолога, в конечном счете, направлена на то, чтобы человек нашел свой путь к счастливому родительству, из которого уже вырастет счастливое детство его ребенка.

Если у вас или у ваших знакомых был опыт общения с психологом во время беременности или ее планирования, было бы интересно узнать, как вы его оцениваете.

pregnant

© Психолог Ольга Воронина

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Ольга Воронина

"Среди трудностей скрываются возможности, " - говорил А. Эйнштейн. И я знаю, что он прав. Но я так же знаю, как тяжело бывает искать эти возможности, когда силы уже на исходе, а проблемы нарастают как снежный ком. У меня нет для вас готовых ответов, по Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Семейные отношения


Комментарии

Здравствуйте!

Где можно побольше узнать о перинатальной психологии?

16.06.12

Гульнара, в России ведущими специалистами, которые занимаются перинатальной психологией, являются Г.Г. Филиппова и М.Е. Ланцбург. Подробнее о них и их коллегах, работе, а также последних научных исследованиях в этой области можно узнать на их сайтах: http://www.perinatalpsy.ru и http://www.psymama.ru

17.06.12

Спасибо!

17.06.12

«с момента объединения материнской и отцовской клетки зарождается новый человек» — на самом деле это лишь ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ человек. Зигота обладает человеческой душевной жизнью? Или морула? Или бластула, или гаструла? Все эти образования могут обладать лишь «психологией» одноклеточного, колониального простейшего или кишечнополостного, поскольку другую «психику» иметь им не позволяет структура. Имхо, Вы преувеличиваете.  

18.06.12

Мирослав, спасибо за ваш комментарий!

Он отражает «древнюю» научную дискуссию о том, с какого момента можно считать жизнь человеческой в полном смысле этого слова.

Правда, перечитав свое сообщение, я не нашла, что написала где-то о том, что зигота обладает полноценной душевной жизнью. Естественно, это невозможно, так как на тот момент еще отсутствует материальный субстрат, необходимый для полноценного функционирования психики, которое мы могли бы считать душевной жизнью.

Тем не менее, это не означает, что те воздействия, которые испытывает на себе ребенок в утробе матери проходят бесследно для формирования его психики и дальнейшей, уже внеутробной, жизни.

Отсутствие памяти как полноценного психического познавательного процесса, являющегося частью сознания — высшего уровня развития психики, не исключает сохранения получаемой ребенком информации, например, на клеточном уровне.

А это уже элементарная биология: «Отличительные черты клеток возникают вследствие восприятия ими различных воздействий, которым они подверглись в период эмбриогенеза, сохранение этих различий обусловлено способностью клеток каким — то образом закреплять влияние этих прошлых воздействий и передавать их своим потомкам. Даже самые примитивные бактерии в ответ на изменения окружающей среды способны к быстрому изменению своей химической активности. Клетки высших животных устроены значительно сложнее, их поведение определяется не только геномом и нынешним окружением, но также их прошлой историей.» ( http://humbio.ru/humbio/reprod/00018816.htm )

Конечно, вести ли отсчет началу человеческой жизни с момента зачатия, рождения или с трехелетнего возраста (ведь были культуры, которые не признавали у детей наличия души!) — это личное дело каждого. Однако, научные разработки перинатальной психологии основываются на двух базовых предпосылках:

1. существование психической жизни у плода (развивающейся и усложняющейся в процессе эмбриогенеза: от «психологии» одноклеточных до высших форм психики)

2. существование долговременной памяти у плода и новорожденного (опять же существующей в разных формах на разных этапах развития, но неизменно выполняющая свою основную функцию: запечатление полученного опыта и использование этой информации в дальнейшем).

Еще раз спасибо вам за то, что дали повод подробнее рассказать о взглядах перинатальной психологии на значение внутриутробного периода жизни человека!

18.06.12