Помним ли мы о жизни до рождения?

В комментарии к предыдущему посту один из экспертов задал вопрос о том, можем ли мы говорить о какой-либо «психологии» ребенка, который еще находится в материнской утробе.

Это действительно очень важный вопрос, ответ на который определяет отношение к еще нерожденному ребенку и направление дальнейших исследований в этой области. И перинатальная психология дает на этот вопрос положительный ответ.

Хотя не так давно считалось, чторебенок до рождения (и даже некоторое время после него) — это tabula rasa, чистый лист, написать на котором можно все, что пожелают родители и социум, сейчас у ученых иное мнение на этот счет.

1

Конечно, нельзя сказать, что с момента зачати ребенку доступны сложные форма психической деятельности. Психика ребенка развивается так же постепенно, как и его тело. И как из двух клеток за 9 месяцев образуется сложнейший организм, весом в 3-4 кг, так и психика человека проходит длинный путь развития, который начинается еще во внутриутробном периоде.

Но уже с первых дней после зачатия этот крошечный человек обладает способностью воспринимать душевное состояние матери и, благодаря этому, постепенно формировать представление о внешнем мире, начиная с элементарных ощущений «комфортно/некомфортно», «опасно/безопасно» до умения отзываться на материнский и отцовский голос.

Наличие у плода психической жизни и долговременной памяти — это основные постулаты, на базе которых строится теория перинатальной психологии. Для доказательства этих предпосылок было проведено множество исследований и экспериментов. Об одном из них я хочу вам рассказать.

Этот очень простой эксперимент наглядно демонстрирует способность человека хранить в памяти информацию, еще до рождения полученную им из окружающего мира. Во время беременности женщина каждый день слушала одну и ту же музыкальную композицию. Когда ребенок появился на свет, настало время проверки гипотезы: запомнил ли он музыку, которую слушал до своего рождения?

Для того, чтобы выяснить это, его положили между двумя динамиками, из которых одновременно доносились две разные мелодии: из одного играла та музыка, которую его мама слушала последние 9 месяцев, а из другого — незнакомая им обоим мелодия. И каждый раз, малыш поворачивался именно в ту сторону, откуда доносились знакомые ему звуки!

Именно поэтому беременным женщинам часто советуют слушать или петь на ночь одну и ту же колыбельную песню. Запомнившаяся ребенку музыка будет ассоциироваться у него со спокойствием и безопасностью, которые он ощущал в материнской утробе. И тогда у мамы будет еще один надежный «инструмент», который поможет ей успокоить малыша и помочь ему адаптироваться к новому и невероятно сложному для него миру.

© Психолог Ольга Воронина

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Ольга Воронина

"Среди трудностей скрываются возможности, " - говорил А. Эйнштейн. И я знаю, что он прав. Но я так же знаю, как тяжело бывает искать эти возможности, когда силы уже на исходе, а проблемы нарастают как снежный ком. У меня нет для вас готовых ответов, по Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

«Но уже с первых дней после зачатия этот крошечный человек обладает способностью воспринимать душевное состояние матери» — ну это явное преувеличение. Никто не будет спорить, что ЦНС плода в состоянии воспринимать внешние раздражители, особенно звуковые (околоплодные воды хорошо проводят звук), и они могут запоминаться. «Естественный» эксперимент такого рода я сам наблюдал — ребенок женщины-музыканта, продолжавшей посещать репетиции коллектива во время беременности, потом очень позитивно реагировал на музыку соответствующего стиля. Но говорить о том, что такое возможно с ПЕРВЫХ дней после зачатия, когда нервной системы у плода, по сути, нет, когда даже ткани полностью не дифференцированы, имхо, некорректно.

 

 

 

22.06.12
Мирослав, простите, что отвечаю только сейчас — была в отъезде и до сих пор с интернетом перебои.
 
Что касается нашей беседы, то, если рассматривать психику в контексте исследований отечественной психологии (Леонтьева, Гальперина, Запорожца и т.д.) как «субъективное отражение объективной реальности», тогда, конечно, неправомерно говорить о существовании способности к психическому отражению у ребенка до рождения, так как он находится в среде, где все его потребности удовлетворяются без его активного участия и, соответственно, у ребенка отсутствует необходимость в формировании психического образа окружающей его среды для того, чтобы, используя его, эффективнее взаимодействовать с ней и реализовать через это взаимодействие свои потребности.
 
Однако, как вы знаете, З. Фрейд рассматривал психику иначе: как «многослойное» образование, состоящее из Ид, Эго и Супер-Эго. И если о формировании Эго и Супер-Эго действительно имеет смысл говорить в тот момент, когда ребенок уже появился на свет и началась его интеграция в социум, то подсознание (Ид), в представлениях Фрейда, начинает функционировать гораздо раньше и является инструментом регуляции жизнедеятельности ребенка. А так как первые ростки перинатальной психологии выросли на западной психоаналитической почвем (Г.Х.Грабер, С.Грофф, Т.Верни), то и это воззрение было включено в теоретическую базу, впоследствии наодя подтверждение в более узко направленных исследованиях.
 
Если же вернуться в родные научные пенаты, то и здесь мы увидим, что Г.Г. Филиппова считает, что психика ребенка функционирует с конца третьего месяца внутриутробной жизни. Но появляется она к концу первого триместра не «вдруг», этому предшествует подготовительный этап созревания необходимых структур нервной системы. А так как в процессе этого созревания плод испытывает массу разнообразных воздействий внешней среды, они не могут не влиять как на сам роцесс созревания, так и на дальнейшие функционирование психики. Конечно, ребенок не способен «запомнить» или «осознать» то, что с ним происходит в первые дни или недели после зачатия, но это не избавляет его от воздействия енутриутробной ситуации развития на его дальнейшую жизнь.
 
Что же касается механизмов сохранения этой информации, то все они до конца еще не изучены, но один из них — клеточная память, о которой я писала вам в комментарии к предыдущему посту, является явлением уже доступным для научного изучения специалистами.
В итоге, каждый психолог или психотерапевт сам решает, на какие именно данные опираться и каких концепций придерживаться. Главное, чтобы наши взгляды помогали нам в нашей работе и приносили пользу людям, которые к нам обращаются)
Получилось и так у же много, но у меня все же осталось еще кое-что, что мне важно сказать) Для меня очень ценно, что мои «записки на манжетах» на тему перинатальной психологии попадают в поле зрения экспертов и получают комментарии, отражающие внимательное отношение к спорным вопросам современной психологии. Хотя я и не ожидала, что этот блог может стать площадкой для научных дискуссий, но качественная обратная связь помогает мне еще внимательнее относиться как к содержанию, так и к форме того, что я здесь публикую. Спасибо вам за это:)
01.07.12