Условная выгода: часть 2 - Понимание чужого сознания


Способность анализировать и делать выводы о полном наборе разных психических состояний другого человека (желания, воображение, надежды, мечты), которые становятся причинами его поведения.

Отражение сознания других людей и есть понимание чужого сознания.



А ведь непосредственная способность распознавать намерения, связанные с поступками других людей, является основным компонентом – своеобразным фундаментом того или иного социального поведения. В наше время понятие «theory of mind» достаточно широко применяется в англоязычных источниках получения знания для объяснения механизмов обучения, способностей к актерскому мастерству, развития мышления. Также встречается при изучении способности к социальному взаимодействию, описании симптомов аутизма, причиной которого рассматривают неправильную работу зеркальных нейронов.

Есть великолепный хрестоматийный пример теста – название, которому — «Салли и Энн».
Дети видят, как Салли кладет предмет в корзинку и выходит из комнаты, затем Энн достает предмет и прячет его в коробку. Вопрос, который ей зададут: где же в первую очередь будет искать этот предмет Салли, когда зайдет обратно в комнату?
Таким образом, у нас получается два варианта ответа:
1. В корзине
Дети старше четырех лет, как правило, отвечают на этот вопрос именно так. Это и есть то самое понимание чужого сознания.
2. В коробке
Дети до 4 лет – думающие так – имеют на это полное право. Но после 4-х лет это может служить симптомом аутизма.

Вероятно, система зеркальных нейронов занимается осуществлением плана – исполнять наблюдаемое поведение, получается своеобразное помещение наблюдателя в ту самую «ментальную обувь» человека, совершающего действие.
Если принимать во внимание самый общий смысл понимания чужого сознания – его можно будет свести к эмпатии и сумме подражаний. В мозге наблюдаемого и наблюдателя будут возбуждаться сходные нейронные сети. Как оказалось в них и входят, описываемые в предыдущем блоге, зеркальные нейроны.

Еще одна связь между зеркальными нейронами и пониманием чужого сознания обнаруживается при изучении материалов клинических наблюдений за больными аутизмом детьми. Такие дети, обычно, имеют сложности с полноценным социальным взаимодействием, совершенно не справляются с вопросами, в которых нужно догадываться о знаниях, намерениях, эмоциях других детей. Симон Барон-Коуэн ( Кембридж) объединил самые различные методы диагностики, помогающие обнаружить аутизм у детей анализируя их уровень развития способности к тому самому пониманию чужого сознания. Это еще раз наглядно демонстрирует нам связь между системой зеркальных нейронов и пониманием чужого сознания.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Леонтьева Светлана, Санкт-Петербург

Я могу Вам помочь. Обращайтесь.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментариев пока нет