Особенности подросткового возраста.

    Подростковый период, это переходный этап в жизни каждого человека. Он уже не ребенок, но еще не совсем взрослый. По физическому развитию подросток может дать фору взрослому, но психоэмоциональная сфера «слегка отстает». Если совсем просто: тело готово, а голова – нет. Нет или не хватает личного опыта, не до конца развиты ответственность и умение просчитывать последствия собственных действий. Активно развиваются (но еще на развиты) коммуникативные навыки.

    Гормональный фон – просто «сносит крышу». Уровень тестостерона возрастает раз в 8-9, повышая агрессивность. Проблемы с самооценкой мешают адекватно реагировать на неудачи, запреты, проблемы.

    Пока еще не сформировано личное отношение к общественным ценностям, нормам, морали, но есть дикое желание «заявить о себе и самоутвердиться».

Первое, что приходит на ум – самоутверждение за «чужой счет». Подростку хочется всего и сразу, а собственной базы (моральной, интеллектуальной, материальной) еще нет. Поэтому он теребит родителей, часто обижается, что они не «дотягивают» до уровня его притязаний, готов обозвать их «лузерами». Отсюда – частые конфликты.

     Отсутствие опыта конструктивного разрешения конфликтов приводит к разочарованию, обидам (причем виноват весь мир), и желанию «убежать». Неважно, как и куда, главное, чтобы «не было мучительно больно».

     Появляется и первый опыт в отношениях с противоположным полом. А так как он первый, то, как правило, «комом». Возникает дикое неприятие «такой ситуации». Поскольку подростки реагируют импульсивно, ситуация лишь осложняется. Примером «неприятия и убегания» служат субкультуры: эмо (розовые сопли), готы (все достало, хочу умереть), сатанисты (демонстрирующие протест против «несправедливого» бога) и тому подобное.

    Семья, родители отходят на второй план. Главное место занимает социальное окружение, особенно «значимые» люди или «авторитеты».

Желание родителей «контролировать ситуацию» — воспринимается крайне агрессивно. Конфронтация обостряется, вплоть до физического столкновения (драки, избиения). Это лишь усиливает «влияние улицы»!

     Стараясь показать свою «взрослость» — подросток начинает курить и выпивать. Частенько ведет беспорядочную половую жизнь. Подросток – это тот пластилин (та глина), из которой можно вылепить что угодно, если дать ему иллюзию воплощения всех его чаяний! Так обычно и происходит. Кому нужна «пехота», «пушечное мясо», «дармовая рабочая сила» -  всегда найдет способы удовлетворить эту потребность.

     Подросток, как голодная пиранья, готов «проглотить» любую идеологию, если она популярна и модна в значимой среде. Если ее придерживается значимый человек. Если она способствует собственной популярности, значимости, повышению самооценки! Если она  решает его проблемы! Так как подростки склонны «кучковаться», то и влиять на них легче, срабатывает эффект заражения!

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кудряшов Игорь Леонидович

Здравствуйте! Я семейный психолог, специалист по эриксоновской терапии, гипнозу, НЛП. Владею гештальттерапией и транзактным анализом. Готов помочь при семейных проблемах, стрессах, различных жизненных неурядицах. Если в Вашей жизни слишком много нега Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Материал, как всегда, интересный и содержательный.

Подростковый период очень сложный. И знать, как и что происходит в голове подростка полезно для родителей и педагогов

18.03.13

Спасибо большое, Гульнара.

18.03.13
Да, Игорь, возникает извечный русский вопрос: " А что делать"!!! Держать на привязи? Так не даст возможности научиться жизни.Учить на своих ошибках — неэффективно! Приобщить к религии и сделать мучеником — а надо ли? Бежать в лес? Тоже не выход! Увлечь своими проектами? Не реально! И что же делать? Пустить всё на самотёк доверившись эволюции, которая сама отберёт то что надо, а не то что хочется? Не хочется! И следует учесть, что даже психологам воздействовать на своих чад, представляется невыполнимо, что говорить о простых смертных? Да ещё и тем родителям, которым самим нужна помощь? Идти на ощупь? То есть путём проб и ошибок?Создавать новые ценности и идеологию общества? Или сражаться против кого то, тогда беда объединяет? Или же загнать всех в виртуальную сферу, закрыв информацией в своих норах?И вот тогда у бедных родителей идёт кругом голова и они уже не думают, как быть, а думают «Как бить, или не бить»! Или всё же при помощи стимулов? Но новые гаджеты выходят так часто, что никакая зарплата не выдержит конкуренции в подаче стимулов, да и этот ли это путь?Ну, это не к этой статье Игорь, это просто рассуждения навеянные нею. С ув. Александр Пиденко.
19.03.13

Спасибо, Саша.

Я думаю, все же разрешить им жить своею жизнью. ДОВЕРИЕ, вот основной принцип воспитания.

19.03.13
То есть Игорь принцип всё же — Доверяй, но проверяй? И аккуратненько коректируй? Так что познания психологии всё же нужны. Правда не из статеек по интернету, а из рук профессионалов!!! Так, что думаю мы будем востребованы по этой жизни. С ув. Александр Пиденко.
19.03.13

Уважаемые коллеги, выход — творчество. Семейное, коллективное с раннего детства. Традиции семьи, общие семейные советы. План развития, исходя из индивидуальности каждого ребенка с глубоким искренним уважением к его личности и интересам. Утверждаю на собственном опыте (одновременно в семье в периоде отрицания было 5 подростков от 9 до 15 лет — одна дочка и четверо сыновей). 

19.03.13

Спасибо, Игорь Леонидович! Поймала себя на мысли, что очень хочется подготовиться к этому сложному и важному периоду и, получается, что основная подготовка — это работа над собой, и основное это - понимание, принятие, доверие, уважение, умение смотреть со стороны. 

20.03.13

Личный пример на нескольких уровнях бытия - вот тот ключевой момент, который формирует подростка. Личный пример — отца и матери. Личный пример — школы, института, предприятия. Личный пример — общества. Личный пример — госудаства.

А как здесь разобраться подростку, если везде двойная мораль?

Ты так не делай — говорят родители, а сами делают то же самое.
Ты так не делай — говорят в школе одним, а другим это позволяется.
Ты так не делай — учит общество, а половина его, просто погрязла в этом.
Ты так не делай — учит государство, а потом ребят убивают в армии, даже не за Родину, а вообще не понятно за что и ничего не докажешь, не то что — накажешь.

Как тут разобраться молодому созданию...

28.11.13

В ваших блогах, чувствуется настоящий профессионализм! Спасибо.

16.01.14