Основы буддийской философии

В буддизме есть три важнейших принципа, или три важнейших положения.  Это поведение, воззрение и медитация. Эти три положения очень тесно связаны между собой.

Поведение, о котором говорится в буддизме, имеет очень большое значение. Так, в буддизме говорится, что ваше собственное счастье и ваше собственное страдание создаются вашими собственными поступками. То, как вы себя ведете, то, как вы поступаете, определяет то, какихрезультатоввы достигнете. Да, существует Бог, который указывает вам путь, который помогает вам, но вы несете большую ответственность за свою личную судьбу. Поэтому, когда у вас возникают проблемы, трудности, вы не можете обвинить в них Бога, вы должны обвинять в этом свои собственные негативные поступки. Негативные действия наших тела, речи и ума создают негативную карму. И эта негативная карма, по сути, является причиной наших страданий. Все наши страдания являются следствием негативных действий, которые мы совершаем. А  позитивные поступки тела, речи и ума являются причиной позитивной кармы. Это – причина нашего счастья.

Итак, самое основное, что нам нужно сделать, это изменить вредоносное, негативное поведение на уровне тела, речи и ума на добродетельное, или позитивное поведение. Это наша основная цель.

Два последующих положения  – правильное воззрение и медитация предназначены для того, чтобы мы смогли изменить наше негативное, недобродетельное поведение тела, речи и ума на позитивное, искусное поведение. Подобная трансформация – дело очень нелегкое. Все религии говорят о том, что необходимо изменить вредоносные действия тела, речи и ума на позитивные, добродетельные действия. Когда в буддизме говорится о поведении, то в первую очередь объясняется, что такое поведение, не причиняющее вреда. В буддизме утверждается, что иметь поведение, которое не причиняет вреда, очень важно, потому что, если вы вредите другим, то косвенно вы вредите самим себе. На эти вопросы – зачем, почему нам не нужно вредить другим – отвечает философское воззрение.

Вторая линия поведения состоит в том, что вам не только не нужно причинять вред другим, но, кроме этого, вы должны помогать другим. Далее мы обосновываем себе, зачем нам следует помогать другим. Здесь уже возникает такое понятие, как правильное воззрение. Правильное воззрение утверждает, что, если вы помогаете другим, то вы косвенно помогаете самому себе. Возникает вопрос: почему, вредя другим, вы косвенно вредите себе и почему, помогая другим, вы косвенно помогаете себе? Ответ в буддийской философии таков: потому что вы зависите от других. Поскольку вы зависимы от других, то, если вы вредите другим, вы косвенно вредите и самому себе. Под зависимостью мы вовсе не подразумеваем, что мы зависимы от всех живых существ только сейчас. Мы зависели от них в прошлом, зависим сейчас и будем зависеть в будущем. В особенности, создание позитивной или негативной кармы очень сильно зависит от живых существ.  Согласно закону кармы, в ответ на совершение вредоносного действия вы всегда получите только вред по отношению к себе, реакцией будет вред. В ответ на помощь другому к вам самим всегда придет помощь. Если вы, находясь в горном ущелье, закричите: «Ты дурак!», то в ответ вы услышите то же самое: «Ты дурак!» Эти слова, которые вы слышите, произнес не кто-тодругой, это эхо ваших собственных слов. Поэтому буддистская философия гласит, что любое страдание, которое вы испытываете, даже самое малейшее, является следствием ваших же собственных негативных действий. Вы это поймете, если тщательно исследуете этот вопрос. Поэтому, как только вы поймете, что, причиняя вред другим, вы косвенно причиняете вред себе, вы будете очень осторожны с этим, вы будете опасаться причинять вред другим. Как только вы поймете, что, помогая другим, вы косвенно помогаете себе, вы будете помогать другим с радостью.

Для этой цели в буддизме и излагается так называемое правильное воззрение. Под правильным воззрением мы здесь понимаем принцип взаимозависимости.

Что же такое медитация? Медитация означает ознакомление, или привыкание ума к какому-то объекту. Бывает два вида медитации. Первый вид – это аналитическая медитация, второй вид  – это однонаправленная концентрация.

Аналитическая медитация предназначена для того, чтобы сделать ум более проницательным, а также для того, чтобы открыть для себя реальность: как относительную, так и абсолютную. Что такое второй вид медитации – однонаправленное сосредоточение?  Цель этой медитации – сделать наш ум ясным и однонаправленно сосредоточенным на объекте. Чем более проницательным, чем более однонаправленным, или сосредоточенным, становится наш ум, тем он становится также и яснее.

 

©перевод лекции Геше Тинлея

13.04.13
11
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет