О страдании

Сегодня мы более подробно поговорим о первом учении, которое дал Будда. Это учение о четырех благородных истинах. Это учение является основополагающим учением буддизма. Когда Будда давал учение о четырех благородных истинах, он выразил его сжато.

Будда сказал: «Благородную истину о страдании нужно признать. Благородную истину об источнике страдания нужно отбросить. Благородную истину о пресечении страданий нужно осуществить». В заключение Будда сказал:«Следует медитировать на благородную истину о пути». В эти четыре строки учения Будды включены богатейшие и подробнейшие наставления.

Очень важно познать страдание целиком, понять, что такое страдание. Обычно все, что мы делаем, направлено на то, чтобы избавиться от страданий и стать счастливыми.

Как мы поступаем, не зная благородной истины о страдании? Допустим, у вас появилась дырка на одежде. Вам становится холодно: ветер дует в эту дырку. Заметив дырку на одежде спереди, вы вырезаете у себя кусок ткани со спины и латаете здесь, спереди, ставите сюда заплатку. И вы говорите: «Все, моя проблема решена!» Но ветер меняет свое направление, и, когда вам начинает дуть в спину, вы говорите: «Ой! Почему-то мне холодно!» Отрезаете еще кусок ткани со своей  одежды и зашиваете дырку сзади. Таким образом, всю жизнь вы не можете избавиться от своих проблем. Потому что одну проблему вы решаете, но возникает новая проблема, а когда вы решаете  ее, возникает еще одна проблема. Почему так происходит? Мы решаем проблемы, но мы не умеем их правильно решать, потому что не понимаем благородную истину о страдании.

Говорится о том, что существует три вида страдания. Первый вид страдания называется  страдание  от страданий. Почему оно так называется? Потому, что это страдание, которое известно нам всем,  которое обыватели считают страданием. Что это такое, мне вам объяснять не надо, это вы сами знаете: головная боль, депрессия, того не хватает, этого не хватает –все это страдания от страданий. Сюда же входят страдания от болезней, страдания от старения, страдания от неполучения желаемого, страдания от расставания с желанными объектами, страдания от обладания желаемым. Сначала вы страдаете из-за того, что у вас нет желаемого объекта. Люди страдают из-за того, что у них слишком много желаний. Во-первых, вы страдаете из-за того, что не можете получить желаемого. Чем больше у вас желаний, тем больше вы страдаете от неполучения желаемого. Затем у вас возникают страдания от обладания желаемым. Вы получаете то, что вы желали, и вы начинаете от этого страдать. В-третьих, вы страдаете от расставания с желанным объектом. Это все те страдания, которые хорошо нам всем известны.

Второй вид страдания называется страданием перемен. Что такое страдание перемен? Например, вы очень замерзли, и вот вы попали к огню и сидите рядом с огнем. Оказавшись рядом с огнем, вы говорите: «Какое блаженство, какое счастье!» В действительности, согласно буддизму, в этот  момент вы вовсе не испытываете никакого счастья. Ваша крайняя форма страдания от холода  уменьшается, благодаря огню. Но чем больше вы будете сидеть рядом с огнем, тем больше то ощущение, которое вы испытываете – блаженство от жара, – будет превращаться в страдание, то есть страдание от холода постепенно переходит в страдание от жары, и в этом нет никакого ощущения настоящего счастья.

Итак, в том учении, которое изрек Будда, сказано, что то, что мы считаем счастьем  – временное наше счастье, в действительности счастьем вообще не является, это не то, что приносит нам настоящее счастье. Вы же, не понимая, что все эти объекты, все эти вещи не могут принести вам настоящего счастья, считаете, что они приносят счастье, и гоняетесь за ними. Они становятся вашей целью, смыслом вашей жизни. И когда они становятся смыслом вашей жизни, вы делаете все – возможное и невозможное, для того, чтобы заполучить эти объекты, чтобы они стали вашими. Вы готовы ради этой цели пойти на любое действие, пусть даже вредоносное. Но когда вы получаете желаемое, это  не решает ваших проблем. У вас снова возникают страдания. Поэтому в жизни у вас такая ситуация: если вы находитесь на этой горе, то вам та, другая гора кажется очень красивой, вы хотите попасть на ту гору. Вы делаете все возможное, чтобы  спуститься с этой горы и подняться на ту, другую гору. Но, когда вы достигаете вершины второй горы и оглядываетесь на первую, вам кажется та, первая гора, с которой вы только что спустились, более зеленой, чем вторая. И вам хочется уже спуститься и вернуться обратно. Всю жизнь, фактически, вы проводите, перебегая с одной горы на другую.  Никакого счастья при этом у вас нет.

Это не означает, что вам запрещено иметь временное счастье. Вы можете испытывать временное счастье. Нет ничего плохого в том, чтобы, замерзнув, посидеть около огня, потому что действительно пребывание около огня уменьшит вашу крайнюю форму страдания от холода. Когда вы замерзли, идите к огню, думая о том, что пребывание у огня согреет ваше тело, то есть уменьшит крайнюю форму страдания от холода. Но не идите к огню, думая, что это сделает вас счастливым, что это объект счастья, что это смысл вашей жизни.  Итак, как только вы поймете, что страдание перемен является страданием, это удержит васот совершения очень большого количества неискусных действий. Если же вы не будете этого понимать, то у вас останется очень много проблем. Из-за этой ошибки, из-за непонимания того, что страдание перемен является страданием, вы совершаете много дальнейших ошибок, которые повлекут за собой множество ваших страданий

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.04.13
17
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментарии

Вы — умничка.)))  Этот рассказ для меня, как сказка)) Спасибки)) Плюсик, чуть позже-много нельзя голосовать, хотя очень хочется)))  сорри)))

16.04.13