О механизме ума

Теперь поговорим о механизме нашего ума. В буддизме считается, что в настоящий момент негативные эмоции возникают в нашем уме непроизвольно. По какой причине? Потому что в нашем уме нет мудрости. Наш ум совершенно слеп и невежественен. Он не может ясно увидеть реальность. Он верит во внешнюю видимость вещей, то есть он видит вещи, верит в их видимость и из-за этого обманывается. Он не исследует, каким образом вещи существуют на самом деле. Он верит лишь в их внешнюю видимость.

Например, много лет назад была нашумевшая история с компанией «МММ». Когда русские люди видели рекламу «МММ» по телевидению, какой им казалась эта компания? Очень доброй, щедрой компанией, которая заботится о стариках, которая выплачивает очень большие проценты с вкладов. Люди поверили в видимость и обманулись.

Из-за такого неясного, нечеткого понимания всех вещей в нашем уме возникают негативные эмоции. Сейчас мы говорим конкретно о механизме нашего ума, у всех нас один и тот же механизм. Во-первых, рассмотрим неведение, существующее в нашем уме. Мы считаем, что «я» является самосущим, что оно обладает самобытием. Это и есть неведение. Из-за этого в уме возникает себялюбие. Почему? Потому что вы считаете свое «я» самосущим.

Из-за себялюбия вы делите людей на три категории. Тех людей, которые немного льстят вашему эго, вашему себялюбию, вы помещаете в категорию своих друзей, привязываетесь к ним и все время боитесь, что они вас покинут. Вторая категория – это категория тех, кто причиняет вред вашему себялюбию, которая говорит неприятные слова вашему себялюбию. Вы думаете: «Это мои враги, это те объекты, которые я должен уничтожить». На основе выявления такой категории людей, как враги, у вас возникает чувство гнева. Очевидно, что привязанность и гнев берут начало в неведении. Наконец, третья категория – это те, кто не вредит вам в настоящий момент, но и не помогает. Вы думаете о них: «Это категория посторонних людей, если они страдают, мне это безразлично, если они радуются, мне это тоже все равно, вот если страдают мои враги, я очень счастлив». Вы звоните своему другу и говорите: «У меня хорошая новость для тебя: наш враг такой-то сегодня попал в аварию и сломал ногу». Если вы радуетесь чужим страданиям, это тоже является следствием неведения, в это время ваш ум становится несколько ненормальным. Когда в вашем уме возникает радость из-за страданий других людей, вы должны сразу сказать себе: «Сейчас ты ненормален». Если ваш ум не рад счастью других людей – это тоже признак ненормальности. Допустим, ваши враги устроили вечеринку по случаю покупки новой машины, у них играет музыка, а вы из-за этого не можете уснуть, у вас нет аппетита, вы не можете даже поесть нормально. Почему? Потому что ваш ум сделал из этих людей своих врагов, и поскольку он испытывает ненависть к врагам, он несчастлив, когда эти враги радуются, когда им хорошо. Это тоже является следствием неведения и это – ненормально.

Итак, из-за неведения у нас возникает себялюбие. Себялюбие расставляет людей по разным категориям, по разным группам. К друзьям у нас проявляется привязанность, к врагам мы чувствуем гнев. Это себялюбие, как обезьяна, играет всю жизнь в незатейливую игру: перекладывает плод манго из одной корзины в другую. Если тот человек, который в прошлом году являлся вашим врагом, вдруг проявит к вам какую-то доброту, вы переносите его из категории врагов в категорию своих друзей. Отныне это ваш лучший друг. Тот же, кто был в прошлом году вашим лучшим другом, таким близким другом, что, если вы не виделись с ним хотя бы один вечер, то вы уже спокойно не могли уснуть, в этом году из-за того, что он сделал вам что-то такое, что вам не понравилось, чуть-чуть ущемил ваше эго (а ведь наше эго очень уязвимо, оно очень ранимо: даже маленькое словечко может причинить нам невыносимую боль), вот из-за этого вы моментально переносите своего бывшего лучшего друга в категорию своих врагов. В этом году вам невыносимо даже одно упоминание об этом человеке. В прошлом году вы не могли жить без него, не могли уснуть, не увидевшись с ним, а в этом году вы не выносите даже его имени. Из-за подобного механизма все негативные эмоции возникают в нашем уме спонтанно, непроизвольно: гнев, зависть, ревность, привязанность. Из-за неведения вы воспринимаете своихдрузей и врагов как нечто самосущее. Врага вы видите как какого-то плотного, объективного, существующего со стороны объекта. Когда вы встречаете своего врага, он вам мерещится каким-то чертом с рогами на голове, как будто бы он самосуще плохой, по своей природе является врагом. Если бы этот человек являлся самосущим врагом, то есть если бы он являлся врагом по своей природе, он должен был быть врагом для всех, но для некоторых людей он является лучшим другом.

Почему же так происходит, почему одного и того же человека одни считают лучшим другом, а другие считают его очень плохим человеком, врагом? Когда мы анализируем, нам становится совершенно очевидно, что нет никакого объективного самосущего врага. Если бы враг существовал со стороны объекта, то он должен был бы являться врагом для всех. Но где же враг? «Враг» – это ярлык, который мы мысленно навешиваем на человека. Когда кто-то добр к вам, вы даете ему наименование «друг», но, когда он причиняет вам небольшой вред, хотя бы даже мельчайший вред, вы его тут же именуете врагом, накладываете на него ярлык «враг». Когда вы начинаете злиться на этого «врага», вы не понимаете, что это всего лишь ваше мысленное обозначение, ваш ярлык, этот объект вам кажется плотным, конкретным, самосущим врагом. Из-заэтого у вас возникает еще больше гнева и еще больше омрачений. Затем негативные эмоции возникают уже непроизвольно, сами по себе, в силу этого механизма.

Если нас не устраивает такой механизм, который делает несчастными нас, делает несчастными других людей, что же нам с этим делать? Мы должны изменить этот механизм, но до тех пор, пока мы не избавимся от неведения, мы не сможем полностью избавиться от гнева и привязанности. Если же мы не устраним гнев и привязанность, то не сможем избавиться от других негативных эмоций: от зависти, от ревности и прочих.

Избавиться от неведения непросто. Для этого вы нуждаетесь в мудрости, которая познает пустоту. Что для вас является практически реальным и досягаемым в настоящий момент? Пока вы не можете полностью устранить ни гнев, ни привязанности. Итак, для вас в настоящий момент реально и возможно ослабить в себе эти негативные эмоции, сделать их гораздо меньше, свести к минимуму гнев и привязанность. Вы можете ослабить, уменьшить гнев и привязанность. Для того чтобы полностью выкорчевать их из своего ума, вы должны избавиться от неведения.

Сейчас я вам объясню, как бороться с гневом, как его ослабить и свести его к минимуму. Та техника, которую я вам дам, очень полезна, она действительно может помочь вам побороть в себе гнев, но она не поможет полностью и бесповоротно устранить гнев из вашего сознания. В настоящий момент ослабление гнева и привязанности для вас крайне необходимо, потому что, чем меньше в вашем уме будет гнева и привязанности, тем больше в нем будет ясности. Когда ваш ум проясняется, у вас появляется больше шансов увидеть, познать абсолютную реальность своего ума, а также абсолютную реальность самого себя.

Вначале я объясню вам, как ослабить гнев, потому что сейчас, в настоящий момент мы очень сильно страдаем от этой негативной эмоции, которая лишает покоя и нас, и других людей. Если к врачу попадет пациент, который страдает от множества болезней, в первую очередь врач назначит ему лекарство от самой сильной болезни, которая в данный момент преобладает над другими. Вначале он не будет сразу бороться со всеми болезнями, вначале он направит свое внимание, свои усилия на устранение доминирующего фактора заболевания. Можете считать меня своего рода врачом, который лечит вас от болезней ума. Одновременно я занимаюсь излечением своей собственной болезни омрачений, поэтому кое-что могу рассказать вам на своем личном опыте.  Если это будет для вас полезным, практикуйте это, если это не покажется вам полезным, оставьте это просто как информацию.

Что такое практика вообще? Практика не означает, что вы должны сесть в позу медитации и начать медитировать на терпение: «Я не должен злиться, терпение, терпение...» внушать себе это. Такой метод не освободит вас от гнева. Вам не обязательно сидеть в позе медитации, вы должны, напротив, пойти к себе на работу, на службу, встретиться там со своими сослуживцами. Когда вы встретитесь с какой-то проблемой, с каким-то неблагоприятным обстоятельством, вот в этот момент не позвольте своему уму разгневаться.

Вы не можете насильно удержаться от гнева, но если вы вспомните в этот момент то учение, которое я сейчас вам даю, это поможет вам не впасть в состояние гнева. В этот момент не поддавайтесь сразу же стереотипам, то есть нашему дурацкому повседневному мышлению. Посмотрите на проблему с другой стороны, и тогда вы поймете, что нет никакого смысла гневаться.

В буддизме утверждается, что вначале практика терпения является самой мощной и действенной практикой. Чтобы практиковать терпение, в первую очередь вы должны знать, насколько полезна сила ума. Чем больше вы понимаете ценность силы ума, тем больше вас будет интересовать тренировка терпения, и тем больше вы начнете ценить тех людей, которые дают вам возможность практиковать терпение. Итак, сначала я объясню вам преимущества силы ума.

В нашей жизни нам постоянно приходится сталкиваться с проблемами, образно говоря, весом в  один килограмм. До тех пор пока вы в сансаре, вам все время придется сталкиваться с этими «килограммовыми» проблемами. Если вы не имеете силы ума, если ваш ум не крепкий, то из-за этого вы будете всю жизнь страдать. Если же у вас сильный ум, то вы даже не заметите этих проблем. Например, если ваше тело крепкое и сильное, то вы можете жонглировать гирями весом в один килограмм, если же ваше тело ослаблено, то даже один килограмм вам будет выдержать очень тяжело. Вы скажете: «Мне все время приходится носить этот килограмм с собой! Это же так тяжело для меня!» Итак, лучший способ справляться с «килограммовыми» проблемами – это развивать умственную силу.

Если у вас сильный ум, то этих небольших затруднений вы даже не заметите. Если честно, то у меня самого есть такие проблемы, но я их не замечаю. Если вы спросите меня: «Какие у вас проблемы?», мне придется напрягать память. Это означает, что у меня проблемы есть, но из-за некоторой силы ума я их не замечаю. Иногда то, что я не замечаю этих проблем, является моим препятствием, потому что это мешает мне развить отречение, я забываю, что нахожусь в сансаре. Итак, сила ума, терпение – все это крайне необходимо для того, чтобы справиться с нашими «килограммовыми» проблемами. Чтобы развить силу ума, вам нужны враги. Как вы можете практиковать терпение по отношению к тем, кто вам не говорит и не делает ничего плохого?

Поэтому тот, кто вредит вам, на самом деле вам не вредит, он помогает вам развить силу ума. Если ребенок заболевает, его ведут к врачу, и там врач делает ему укол. Ребенок может обижаться на врача. Когда вы больны и врач делает вам укол, вы говорите врачу: «Спасибо». Почему? Укол же причиняет вам боль. Вы благодарите врача, потому что вы знаете, что укол для вас полезен. Точнобтак же по отношению к человеку, который говорит вам что-то плохое, надо думать, что он вам помогает, укрепляет вашу силу ума и дает вам шанс тренировать свой ум, в этом он подобен врачу. Вы должны поблагодарить его за это.

Еще одну вещь вы должны понять: когда кто-то говорит вам: «Ты дурак», вы проверьте, стали вы дураком или не стали  от того, что вас назвали дураком,. Если вы не стали дураком, зачем же вам злиться? В этом же простой здравый смысл. Я сейчас не обсуждаю с вами тонкие философскиепроблемы. Если вы действительно дурак, а вас при этом назвали дураком, то зачем же вам злиться? Вам сказали правду.  Итак, и с той, и с другой стороны нет повода для того, чтобы злиться. Рассмотрим еще один метод развития терпения. Очень важно понять, кто вам вредит на самом деле. Осознав и поняв, кто вам вредит, вы также поймете, что нет никакого смысла испытывать гнев. Великий индийский мыслитель Шантидева сказал: «Если мы ударим кошку палкой, кошка сильно разозлится на палку. Почему? Потому, что кошка считает, что палка с ней обошлась очень дурно, она вредит ей. Из-за этого кошка кусает палку. Когда мы смотрим на эту кошку, мы считаем ее очень глупой, потому что мы, люди, понимаем, что палкой орудовал человек». Нет никакого смысла гневаться на палку. Если мне и надо на кого-то разгневаться, то на того человека, который орудовал палкой. Кто прикоснулся к вашему телу в момент, когда вам был нанесен удар? Вас коснулась именно палка, а не человек. Больно нам сделала палка, но злимся мы, тем не менее, на человека. Это логично. Если это правильная логика, то, следуя этой логике, если кто-то в гневе обзывает вас дураком, зачем злиться на этого человека? Да, слова произнес человек, но в это время он находился под властью своего гнева. Именно гнев заставил его обозвать вас дураком. Сам человек не испытывает такого желания – обзывать вас. Уже в следующий момент, когда гнев уйдет из его ума, он пожалеет о сказанном и заплачет. Он не вино ват. Он является первой жертвой своего гнева. Таким образом, гнев сначала лишает покоя этого человека, а потом уже лишает покоя вас. Поэтому, если мы гневаемся сразу же на того человека, который обозвал нас, мы напоминаем кошку, которая злится на палку. Помните эту аналогию про кошку с палкой. Если кто-то в гневе обзовет вас дураком и если вы разгневаетесь на этого человека, значит, вы подобны той самой кошке, которая кусает палку и гневается на нее.

Когда в уме человека доминирует гнев, человек может причинить вред самому себе. Он может даже изувечить себя под влиянием гнева, несмотря на то, что никто не хочет сознательно вредить себе. Это означает, что человек в этой ситуации совершенно беспомощен. Гнев заставляет его вредить самому себе. Почему же тогда его гнев не может причинить вред другим? Итак, главный виновник всего этого – гнев человека, а не сам человек. Если вам очень хочется разгневаться, то гневайтесь на гнев этого человека, а не на него самого. Как же вам помочь этому человеку избавиться от гнева? Как вы можете уничтожить гнев в уме этого человека? Его гнев подобен огню, ваш гнев тоже подобен огню. Если вы попытаетесь добавить в огонь огня, то огонь разгорится только ярче. Это глупо. Лучшее средство для устранения огня гнева – это залить его водой любви и сострадания. Если вы зальете огонь гнева этого человека водой своей любви и сострадания, его гнев исчезнет, и он станет вашим лучшим другом. Это и называется практикой терпения. В этой неблагоприятной ситуации вы делаете счастливым другого человека, и вы сами становитесь счастливы. Итак, ваш злейший враг – это гнев, ваш собственный гнев и гнев другого человека. Противоядием от гнева является вода любви и сострадания.

 

 

© перевод лекции геше Тинлея

18.04.13
18
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет