И еще о медитации

Когда вы находитесь в интенсивном сосредоточении, ваш ум должен быть сосредоточен интенсивно, но ваше тело должно быть расслабленным. Этого достичь нелегко. Потому что, как правило, когда ум сильно сосредоточен и напряжен, тело тоже напрягается. Некоторые европейцы, когда медитируют, начинают напрягаться физически, из-за этого напряжения у них даже меняется выражение лица. Так не надо делать. Ваше тело должно быть очень расслабленным. Вы сохраняете позу медитации, но тело при этом расслаблено. Обычно, когда тело расслабляется, за этим следует и расслабление ума, но в эту область уже заходить не надо, иначе вы уснете. Итак, вы должны делать это искусно. Не занимайтесь длительной медитацией — это неправильно. Пускай ваши сеансы медитации будет кратким – две минуты, пять минут, но применяйте правильные техники. Некоторые люди пребывают в медитации по пять часов, но это пустая трата времени.

Если вы находите себе хорошего тренера и говорите ему, что вы по пять часов отжимаетесь с гантелями, любой хороший тренер вам скажет: «Зачем вы это делаете? — это же для вас опасно, вредно». Потому что если вы одну руку накачиваете пять часов подряд, то в этом месте мускулы будут огромными, а в другом месте их вообще не будет, либо вы повредите себе руку. Хороший тренер скажет вам: «Две минуты делайте это упражнение, затем отдохните, затем две минуты займитесь другим упражнением – это будет эффективнее».

В медитации так же: вначале сосредоточьтесь на две — три минуты, потом откройте глаза, отдохните, затем подумайте над тем, как прошла ваша медитация, удалось ли вам удержать  объект медитации, правильно ли вы медитировали. Потом опять возвращайтесь к медитации. Тогда никакой опасности не будет. Опасность возникает тогда, когда вы по три-четыре часа сидите в медитации, не зная как правильно медитировать, при этом в уме возникает очень много странных мыслей. Эта ошибка связана с отсутствием хорошего учителя.

Когда вы медитируете какое-то время, постепенно ваш объект медитации становится нечетким, теряет свою ясность. Не волнуйтесь, не надо искусственно делать его ярче. При этом техника такая: вначале вы визуализируете объект медитации ярко, постепенно, когда он начинает замутняться и терять свои очертания, не надо его заново раскрашивать, делать его ярким. Две-три минуты просто пребывайте на нем, даже если он стал неясным и темным. Потому что на начальном этапе для вас самое главное – развить внимательность, а нечеткость визуализируемого образа вы можете постепенно устранить на дальнейших этапах. На первом этапе очень важно культивировать внимательность, поэтому старайтесь пребывать на объекте медитации как можно дольше. Пример здесь приводится такой. Когда вы ищете золото на приисках, вначале вы не найдете чистого золота, но не надо быть максималистом и говорить, что никакого другого золота, кроме чистого, мне не надо – это глупо. Если вначале ваше золото смешано с песком, ничего страшного, соберите как можно больше такого песка. Позже вы сможете очистить золото от песка, и тогда у вас останется только чистое золото. Итак, на первом этапе постарайтесь пребывать с объектом медитации как можно дольше, в течение двух-трех минут, не позволяя своему уму отвлекаться от объекта и блуждать в сторону — это очень важно.

 

tbc

© перевод лекции Геше Тинлея (продолжение темы о 5 ошибках и 8 противоядиях)

21.04.13
22
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет