Общаться в чате

Традиционный или гуманистический? Как думаете, что выберут Ваши дети?

Здравствуйте, мои уважаемые друзья!

     Предлагаю сегодня для рассмотрения две позиции: традиционную и гуманистическую. Традиционную – это то, что как ведут люди с детьми на сегодняшний момент. Гуманистическую – это то, к чему просит стремиться сама жизнь, с каждым годом развиваясь все больше и больше. Если Вы хотите и готовы к тому, что Ваш ребенок будет уважать не только других, но в первую очередь себя, который будет знать, чего хочет, который будет счастлив, выбирая себе в спутники жизни того, кого на самом деле хочет видеть рядом с собой, тогда читайте дальше!!! Если нет, то сверните страничку уже сейчас, чтобы не искушать свою судьбу.

     Я хочу привести в сравнение таблицу (Орлов А.Б., Зимняя И.А.), в которой показаны принципы традиционного и гуманистического обучения детей.

Таблица. Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения. (*)

Принцип субординации — мир детства — это часть мира взрос­лых, его несамостоятельный прида­ток, часть, не равноценная целому и подчиненная ему.

Принцип равенства — мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира челове­ка, их «достоинства» и «недостат­ки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип монологизма — мир дет­ства — это мир учеников и воспи­танников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей. Содер­жание взаимодействия транслиру­ется только в одном направле­нии — от взрослых к детям.

Принцип диалогизма — мир дет­ства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содер­жанием..., взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»...

Принцип произвола — мир взрос­лых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к ми­ру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него.

Принцип сосуществования — мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверени­тет: дети не должны страдать от дей­ствий взрослых, какими бы по­буждениями эти действия ни моти­вировались.

Принцип контроля — контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал прину­дительную ассимиляцию мира дет­ства миром взрослых.

Принцип Свободы — мир взросло­сти должен исключить все виды контроля над миром детства (кро­ме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь.

Принцип взросления — развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение де­тей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса — аномалия.

Принцип соразвития — развитие мира детства — это процесс, па­раллельный развитию мира взрос­лости, цель развития человека — гар­монизация внешнего и внутренне­го «я» — цель развития.

Принцип инициации — существо­вание границ между миром взрос­лых и детства и перевод человека из одного в другой мир.

Принцип единства — мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих грани­цы перехода) миров, они состав­ляют единый мир людей.

Принцип деформации — мир дет­ства всегда деформирован вторже­нием взрослых.

Принцип принятия — человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, без­относительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.

*  И.А.Зимняя «Педагогическая психология», с.46

     Традиционно люди считают, что мир детей – это нечто другое, чем мир взрослых, и взрослые имеют право подчинять его себе. Гуманистическая же теория показывает, что мир детства и мир взрослых – совершенно равноправные части. Взрослые всегда думали, что имеют право посягать на границы детей, но нет, границы детей вырабатываются именно в детском возрасте. Так и хочется сказать: «Взрослые, не бойтесь, приблизьтесь к детям!». Если Вы не знаете, как наладить общий язык с малышом, просто встаньте на корточки, попав сразу на уровень детей, и обнимите Вашего малыша! Подумайте, что ему хочется прямо сейчас… А ВАМ? Вспомните, сколько трудов ему стоило пробраться по родовому каналу. Никто не знает, что испытал в этот момент малыш, до сего времени находясь в тепле и комфорте (априори будем считать так). Каждый наблюдающий или участвующий в этот момент думал о себе.

     Поблагодарите Вашего малыша за то, что он есть с Вами, за то, что он пришел в этот мир к Вам. Учитесь у Вашего малыша жить, так легко и беззаветно подходя к людям на улице, так легко и без угрызения совести бросая игрушку на пол (или стакан), не думая о последствиях, потому что он исследует. Так хочется, чтобы по жизни мы (ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕКИ) оставались исследователями, шли по жизни, не боясь нового, встречая жизнь с  улыбкой и восторгом. Только вперед!

     Заварухина Екатерина

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

ЕКАТЕРИНА ЗАВАРУХИНА

" Сначала человек выбирает путь, а потом путь выбирает человека" . Я помогу вам на вашем пути в решении непростых ситуаций, а также помогу найти ресурс с удовольствием идти дальше. Пожалуйста, прочитайте информацию в профиле.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Сейчас на сайте

Позволяйте себе почаще быть ребенком, это так здорово!!!

23.04.13

Спасибо, Катюша, что ты пишешь о детях.всегда приятно читать  твои статьи.

23.04.13

Да, это очень важная часть жизни взрослых: вечером, когда малыш уснул, посидеть в тишине 10 минуток и всем сердцем почувствовать благоданость, за то что он есть, за то, что пришёл ко Мне))

23.04.13

Дети большое счастье, над которым нужно трудиться..

24.04.13

С нашими детишками нынче не так, как было нашим родителям с нами...

24.04.13

Обожаю Ирину Алексеевну Зимнюю, Загвязинского Владимира Ильича и многих других- моих учителей и руководителей в науке и в жизни, с которыми мы дружим до сих пор, в чем с удовольствием хвастаюсь)) 

Ирина Алексеевна, как -то на одном из международных симпозимумов назвала несколько заповедей  воспитания, основанных на «трех золотых правилах»-постулатах:

*золотое правило №1: уважать в ребенке Личность (относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

*золотое правило №2: постоянно саморазвивайся и самосовершенствуйся (тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению и «умственный аппетит» у детей);

*золотое правило №3: передавай ребенку знания так, чтобы он хотел и мог их освоить и был бы готов их использовать в различных ситуациях. 

Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Взрослый обязан быть Личностью)) 

Ну, как -то вот так))))

24.04.13

Прекрасная статья, спасибо!

24.04.13

Вы правы, Екатерина, гуманистическая модель более человечная. Только выбирают не дети, а взрослые... 

25.04.13

Доброй всем ночи. Хорошая статья, краткая, но вызывает много мыслей. Поделюсь некоторыми, ну почти как ребенок — бесхитростно и наивно.

Теоретики давно говорят о гуманистической модели, только вот практики почему-то склоняются к традиционной. Может она и есть самая гуманистическая из возможных на данный момент. До сих пор в ходу мудрость «пожалеешь розгу испортишь ребёнка», разве что не всегда буквально.  

Немного по поводу таблицы. Мне кажется, в ней исусственно разведены по полюсам и возведены в принципы разные стороны одного целого. Антидиалектика. Например, принцип единства никак не отменяет качественных различий возрастных этапов и многократных переходов-инициаций. А принцип принятия не означает отсутствие влияния взрослых на мир детства. По поводу вопроса о деформации мира детей вторжением взрослых — это сродни вопросу о роли наблюдателя в квантовой физике. Как ни старайся — не получится. Что касается свободы, так это, как помнится, познанная необходимость и, следовательно, она вторична, так как является продуктом обучения и воспитания, то есть, прививается или насаждается (вдалбливается), следовательно зависит от воспитателей. 

Как я понял, таблица все же о принципах обучения детей и, видимо, об  обучении в образовательном учреждении? Я вот попробовал прикинуть, можно ли в школе обойтись только правой частью таблицы. Кто бы показал! Резюмирую свои доморощенные рассуждения еще раз: традиционная модель, она и есть самая гуманистическая из всех возможных.

 

 

27.04.13
Сейчас на сайте

Ирина, Людмила Захаровна, Алла, Галина, Нина, Лидия, Виктория, Борис и Анатолий Михайлович! Всем огромное спасибо за отклик!  Для меня очень важны ваши мнения!

Ирина, действительно,  так интересно наблюдать за  детьми, когда они растут. Они такие беззаботные, бесстрашные, веселые, озорные. Когда наблюдаешь, как с каждым днем малыш научается чему-то новому, душа радуется.

Людмила Захаровна, самое главное — связка: приятно писать – приятно читать! Спасибо! J

Алла, да, есть даже такое упражнение «круг благодарности» от Халлбомов. Благодарность сама по себе целительна, к сожалению, не все ее могут испытывать.

Галина, да, согласна.

Нина, мне кажется, что раньше, когда не было толком литературы, и не было много времени у мамы оставаться с малышом, все было гораздо сложнее. Сейчас, если родитель действительно озабочен тем, чтобы вырастить психологически здорового человека, все намного проще.

«Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Взрослый обязан быть Личностью))», Лидия, золотые слова!

Виктория, пожалуйста!

Борис, было бы неплохо, если бы родители выбирали. Чаще они действуют по прошлым своим установкам.

Анатолий Михайлович! И.А.Зимняя действительно пишет в рамках обучения, но есть также и практики, такие, как Е.Леоненко, Г.Тимошенко, Г.Филлипова, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие. Склоняющиеся практики к традиционной модели еще просто не изучили гуманистический подход, им так проще, как будто «действеннее». Только когда ребенок встает в полную оппозицию, к нему начинают искать подход, но бывает уже поздно и много потерянных нервов и времени. Чтобы практиковать гуманизм, нужны терпение, железные нервы, уважение и понимание, что ребенок – это тот же человек со своими чувствами, эмоциями и всем прилагающим к ребенку. До какого-то времени Ребенка вообще не воспринимали как ребенка, они (дети) и выходили работать уже лет в 5: «в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов». (Обухова Л.Ф. «Возрастная психология»)

Так что могу смело утверждать, что возрастная психология хорошо двинулась вперед, поскольку у наших детей сейчас есть детство, и только родителям сейчас решать, какое будет детство у их детей, в традиционном стиле или в гуманистическом.

Анатолий Михайлович! В данном случае здесь представлена позиция «принцип инициации», это когда Взрослый говорит ребенку 5 лет: «Вот когда будешь взрослым, тогда и будешь гулять до 11 часов вечера. Или в это же время Взрослый говорит этому же Ребенку, ты уже большой, тебе пора самому мыть посуду. Или, когда сидит папа и пьет пиво или курит сигарету при ребенке, а малыш тянется за этим делом, а добрая мама говорит: «Вот вырастешь, только тогда тебе это будет можно».

Гуманистический же подход вообще не рассматривает то, что родители «страдают» вредными привычками, и также малыш может мыть посуду как в полтора года, так и в 5 лет. Гуляние само по себе в 5 лет ночью малыш не будет рассматривать, если отношение к ребенку будет гуманистическое. Ему просто не захотеться гулять ночью в темноте.

«А принцип принятия не означает отсутствие влияния взрослых на мир детства». По первому принципу Гуманизма – они гармонично дополняют друг друга.

Анатолий Михайлович! Тут рассматривается принцип контроля и принцип свободы с позиции того, что родители зачастую запрещают малышу то, что выходит за всякие рамки. Туда не ходи, сюда не ходи. Порой диву даешься и думаешь, а что, собственно, можно? Ситуация: Малыш хочет взять шарик, а мама убирает и говорит: «нельзя», я тихонько спрашиваю: «почему нельзя?», а мама мне отвечает: «я и сама не прочь поиграть, но я же не играю…» Так же и с учебой. Ребенок изначально рождается с интересом нового. Если будет интересно само препожавание, то детей просто будет тянуть в школу на обучение. Все зависит от учителя и от его подхода. При коммунизме был коллективизм, там даже слово «индивидуальность» произносить было опасно, не говоря о гуманизме. Все ходили строем и «по стеночке».

Что сегодня вдолблено, завтра явилось как качество «не охота с утра в школу». Если познается с интересом, сложена определенная мотивация, то и сборы и поход в школу не занимают много времени, поскольку это делается с удовольствием.

Спасибо огромное за сравнение, Анатолий Михайлович! ))

27.04.13
Сейчас на сайте

Очень интересную ссылку с видео мне дали в соцгруппе. http://7-top.ru/deti-budushhego/rol-roditelej-v-vospitanii-detej.html

27.04.13