О правильной практике бодхичитты

Все мы хотим счастья и все мы не хотим страдать, поэтому, почему бы нам не использовать положительные состояния ума? В настоящее время вы в большей степени используете негативные стороны своего ума, потому что они подобны сладкому яду. Когда вы только попробуете эти отравленные конфеты, на вкус они покажутся вам сладкими, но через какое- то время яд причинит вам вред, но вы это не исследуете, не изучаете. Вы продолжаете лакомиться отравленными сладостями, думая, что вам от них хорошо, а когда возникает какая-то проблема, вы вините в ней кого-то другого. В этом заключается ошибка.

Почему у вас не появляется положительное состояние ума? Потому что оно подобно горькому лекарству и вам, как ребенку, не хочется его принимать. Вы используете его очень редко, потому что оно кажется вам невкусным. Как же изменить эту ситуацию? Если вы решите создавать только положительную карму и не создавать отрицательную, то это окажется невозможным. Если я скажу вам: «Не совершайте негативных поступков, совершайте только позитивные действия», – то таким способом изменить вас будет невозможно. Вы сможете оставаться хорошим человеком в течение трех дней, а потом вернетесь к прежнему состоянию. Все это происходит из-за незнания, непонимания теории – учения о негативных состояниях ума и о том, каким образом они причиняют вам вред, а также учения о позитивных состояниях ума и о том, каким образом они вам помогают.

Постарайтесь понять это учение не только интеллектуально, поразмышляйте над ним, проанализируйте его и постарайтесь развить в себе убежденность в том, что это истина. Когда у вас родится убежденность, что негативные состояния ума похожи на сладкий яд, тогда естественным образом у вас из самого сердца будет идти отвращение к нему, вам не захочется его больше принимать. Если ребенку не разрешать есть отравленную конфету, то он найдет способ съесть ее, когда вас не будет рядом. Если же объяснить ему вред этой сладкой отравы и сказать: «Сам решай, есть ее или нет, но если ты съешь ее, то последствия будут такими-то. Твои проблемы сейчас происходят от того, что ты раньше ел сладкую отраву». Когда он поймет это, то никогда не притронется к сладкому яду. Это и называется практикой Дхармы.

Если вы знаете, как практиковать Дхарму, то это для вас не трудно. Вам не трудно отказаться от сладкой отравы и не трудно принимать горькое лекарство. В этом и заключается практика Дхармы. А ритуалы и все им подобное вторичны. Ритуалы подобны соли: если пищу совсем не посолить, то она будет невкусной, но если пересолить, это тоже невкусно. Не надо слишком сильно полагаться на ритуалы, особенно в России.

 А сейчас мы поговорим о том, как породить в себе бодхичитту. Она похожа на горькое лекарство. Она очень горькая, но очень сильная. Почему она очень горькая? Потому что, развивая бодхичитту, вам приходится любить других больше, чем себя. Если я сразу вам скажу: любите других больше, чем себя, заботьтесь о других больше, чем о себе, то для вас это будет просто невозможно. Если вы не знаете, как заниматься этой практикой, то уже через два дня вы от нее откажетесь. Сначала вы отдадите свое имущество, одежду, еду, но через несколько дней вам станет очень холодно, и вы скажете: «Какая глупая практика – бодхичитта, не хочу больше ею заниматься». Это говорит о том, что вы не умеете правильно практиковать. Поэтому очень важно знать целостную теорию, знать, как продвигаться по этапам практики шаг за шагом, каким образом менять отношение изнутри.

Теория бодхичитты также основана на взаимозависимом происхождении. Высшая теория обретения счастья и устранения страдания заключается в том, что вы должны заботиться о других больше, чем о себе. Это самая лучшая теория, но понять ее не просто. Если вы не понимаете полностью, как работает эта теория, то у вас существует опасность разрушения всего, потери всего, что создано. Для практики буддизма у вас должен быть сильный ум. Поэтому считается, что человеческие существа являются самыми подходящими сосудами для практики Дхармы.

Для того чтобы правильно понять теорию о том, что о других нужно заботиться больше, чем о себе, то есть теорию бодхичитты – желания достичь состояния будды ради того, чтобы принести благо всем живым существам, – необходимо иметь очень хорошую основу и  соблюдать правильную последовательность практики. Существуют два способа порождения бодхичитты. Один называется «причинно-следственный метод из семи пунктов или семичленный причинно-следственный метод». Второй метод – это «обмен себя на другого».

В наше время очень важно выполнять практику порождения бодхичитты, используя сочетание этих двух методов. Тогда у вас не будет трудностей. Не надо сразу же раздавать свое имущество и показывать всем свою любовь и сострадание. Мой Учитель говорил мне: «В настоящее время ваши любовь и сострадание похожи на маленький огонек, на пламя свечи. Если его выставить на улицу, где дует сильный ветер, то пламя потухнет очень быстро. Поэтому вначале ваш огонек должен находиться в доме под вашей защитой». Точно также ваши любовь и сострадание должны находиться внутри вас. Не надо при всяком удобном случае демонстрировать любовь и сострадание, приговаривая «Я буддист, у меня есть бодхичитта», потому что в этом случае вас, возможно, захотят использовать, и вы не  сможете продолжить свою практику. Вначале любите людей внутри себя, а снаружи оставайтесь такими же, какими были раньше. Если необходимо проявить строгость, проявляйте ее. А внутри думайте о том, как же все-таки помочь – подобно искусной матери. Хорошая мать никогда не скажет детям, что они могут поступать как им хочется. Держите свою любовь внутри. Когда люди намереваются поступить плохо, постарайтесь остановить их. В Тибете, например, очень распространен буддизм, но многие люди неправильно понимают теорию. Добрым быть необходимо, но слишком мягким нехорошо. Именно из-за этой ошибки мы, тибетцы, потеряли свою страну.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея.

29.04.13
19
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет