О правильной практике бодхичитты. Продолжение.

В наше время очень важно практиковать бодхичитту, но вначале вы должны заложить для этого фундамент, основу. В качестве основы служит практика развития равностности. Я уже объяснял вам подробно, как породить в себе равностность ума. Существует два метода развития равностности. Первый – это практика, основанная на семи пунктах причины и следствия, а вторая – это практика равностности, основанная на обмене себя на другого.

Теперь приступим к медитации на бодхичитту, используя методику, основанную на сочетании этих двух практик. Она состоит из тринадцати пунктов. Сначала запишем эти тринадцать пунктов, а затем я объясню их один за другим. Из этих тринадцати ингредиентов и состоит бодхичитта.

Первое положение – признание того, что все живые существа были моей матерью.

Второе – памятование об их доброте.

Третье – благодарность за их доброту, желание их отблагодарить.

Четвертое – уравнивание себя с другими.

Пятое – ущербность себялюбивого ума.

Шестое – преимущества ума, заботящегося о других.

Седьмое – возможность обмена себя на других.

Восьмое – обмен себя на других.

Девятое – принятие на себя страданий других через порождение у себя сострадания.

Десятое – даяние счастья другим через порождение в себе любви.

 

Пока достаточно, я объясню вам сказанное. Почему мы должны признать, что все живые существа были нашей матерью? Дело в том, что у всех нас уже есть такие качества, как любовь и сострадание. Почему они у нас есть, на чем они основаны? У вас естественным образом возникает любовь и сострадание к человеку, с которым вы чувствуете близость, если вы знаете, что это ваша мать, или просто добрый человек. Но рассмотрим ситуацию, в которой оказались два человека – мать и дочь, которых разлучили, когда дочь была еще младенцем. В настоящий момент они не помнят друг друга и кажутся друг другу совершенно незнакомыми людьми. Возможно, они работают рядом, в одном кабинете и постоянно конфликтуют. Они думают, что никогда не смогут полюбить друг друга, несмотря на то, что они на самом деле – мать и дочь. Так что же лучше всего сделать, и каково реальное положение вещей? Реальное положение вещей таково: одна из этих двух женщин – мать, а вторая – ее дочь, но они не знают, что это так, этот факт им неведом. Пока они не узнают это как факт, то, сколько бы они ни говорили себе, что должны полюбить друг друга, настоящего чувства не добьются. Но если кто-то докажет дочери, что другая женщина на самом деле является ее матерью, а матери докажут, что та другая – ее дочь, то их отношение друг к другу изменится и им будет очень легко породить сострадание. Именно в силу этого механизма. Как только они узнают, что они мать и дочь, то их после этого невозможно будет разлучить, несмотря на то, что до этого они избегали друг друга. 

Мы не любим всех живых существ. Мы любим только очень небольшую группу людей. Все это происходит только потому, что мы не знаем одного очень важного факта. Мы не знаем того, что наша реальность не ограничивается этой жизнью, что наших жизней бесконечное количество. Иногда, когда мы всем довольны и счастливы, мы допускаем, что у нас была предыдущая жизнь, но у нас нет настоящей веры в этот факт, потому что в настоящий момент мы не можем этого понять.

Начинайте медитацию на бодхичитту с размышления на первом положении, на признании того, что все живые существа были вашей матерью. Для этого совершенно не обязательно сидеть в строгой позе. До того как у вас появится убежденность в этом положении, размышляйте об этом, обдумывайте это. Если вы разовьете в себе убежденность, то это будет означать, что вы поняли данное положение. После этого ваша медитация будет очень эффективной. Как только вы подумаете о том, что все живые существа были вашей матерью, у вас возникнет спонтанное ощущение, что это правда. Без какого-либо предварительного обдумывания и размышления. Для того чтобы размышлять об этом подробно, в деталях, вначале необходимо внимательно слушать и получать разностороннее учение. Затем, если прослушав учение, вы решите, что в нем нет противоречий, вам будет легко развить в себе убежденность. Если вы что-то упустите, то найдете в учении противоречия. Но это не будут настоящие противоречия, а будет свидетельство того, что вы не полностью поняли учение. А сейчас я подробно объясню вам, почему все живые существа были вашей матерью.

Представьте себе, что вы – та самая дочь, которая была разлучена со своей матерью в младенчестве, а я – тот человек, который доказывает вам, что эта женщина – ваша мать. Точно также я попытаюсь доказать вам, что все живые существа были вашей матерью. До тех пор пока в глубине вашего сердца не появится убежденность, не признавайте, что все живые существа были вашей матерью. Если вы сразу же примете это на веру, то если я скажу вам, что этот человек был вашей матерью, вы скажете – да, он моя мать. А кто-то другой скажет, что это – не ваша мать, и вы сразу поверите и ему с такой же легкостью. Не будьте внушаемыми. Не надо сразу же признавать это как факт, но если признали, то не отказывайтесь от своей позиции. Когда вы поймете это ясно, на основании логики, пусть даже тысяча человек скажет обратное, – вы с ними не согласитесь, не позволите им себя переубедить. Точно также, если вы логическим путем постигнете, что эта чашка синяя, то кто бы ни сказал, что она другого цвета, вы все равно будете считать, что она синяя.

Поэтому Будда давал такие подробные учения.

 

© перевод лекции Геше Тинлея.

01.05.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет