Общаться в чате

Воспоминания ребенка.

     Кто помнит свое детство до мельчайших подробностей или какие-то отдельные элементы, а может быть, совсем ничего, что может сказать о том, что Вы когда-то были маленьким (-ой)? Кто-то очень хорошо может помнить дошкольный возраст, и не помнить школьный, кто-то наоборот.

     Психика ребенка очень хорошо устроена. Если случилось какое-то травматичное событие, психика блокирует воспоминания, а перед этими воспоминаниями по цепочке забываются еще какие-то. Травматичным может быть даже обычный эпизод из жизни, например «ребенок случайно разбил мамину вазу, которая для мамы в данный момент оказалась важнее, чем здоровое психическое состояние малыша».

     Очень часто обращаются клиенты, которые практически не помнят свое детство, и хотят что-то вспомнить. Специалисту необходимо понять, для чего это нужно клиенту, что он будет с этим потом делать? Важно понять необходимость возврата данных воспоминаний, и не нанесут ли они еще большую травму, только уже взрослому человеку?
 

     Самое интересное, что воспоминания могут прийти сами, если человек попадет в какую-то подобную ситуацию, которая была в детстве, или услышит какую-то знакомую мелодию, во время которой происходило какое-то действие, может быть, вкус забытого блюда напомнит о забытой истории или что-то еще. В терапии это может быть и гипноз, как Эриксоновский, так и классический, также это в психоанализе метод ассоциаций. Воспоминания может вернуть арт-терапия с помощью рисунков, фото, танцев и т.д.

     В детстве заложены многие ресурсы человека. Блокировка воспоминаний приводит к блокировке этих ресурсов. Допустим, ребенок общался с посторонними людьми, не боясь их, и в одно прекрасное время родитель сказал, что смотри, «дообщаешься», унесет тебя какая-нибудь тетя — баба Яга, и будешь жить с ней, вызвав тем самым страх у ребенка. Далее происходит блокировка, после чего родители могут заметить, что ребенок стал менее общительным. Если уже взрослый человек хочет решить вопрос о том, что он не может общаться с малознакомыми людьми, то воспоминание о том, что когда-то ему сказали неправду, может изменить ситуацию.

     Важно родителям следить за тем, что они говорят. В предыдущей статье здесь я показала, к чему могут привести некоторые слова мамы или папы или человека, обучающего ребенка. Немного дополню предыдущую табличку:

 

     Интересно, пробовали ли вы когда-нибудь играть в ассоциации? Очень интересная игра. Можно играть как одному, так и с группой. Если с группой, то есть несколько вариантов такой игры в компаниях для развлечения:

1. Первый участник говорит слово, второй – ассоциацию к этому слову слово, третий – ассоциацию ко второму слову и так по цепочке. Потом, пройдя несколько кругов, участники вспоминают первое слово и понимают, что оно не имеет ничего общего с последним.Таким образом, можно проследить связь, что когда люди начинают ссориться, то они ссорятся из-за какой-то мелочи, приходя к глобальным проблемам, из-за чего может произойти и разрыв отношений.

Вот пример одного из логического вывода:

— Дорогая, передай мне, пожалуйста, соль.

— Это ты сейчас что имеешь в виду?! Что я не досолила?! Что я плохо готовлю?! Что я вообще плохая хозяйка?! Да ты просто деспот и женоненавистник!

2. Ведущий говорит на ушко первому одно слово, который пытается это слово изобразить второму участнику. Когда второй участник показывает, что понял, что за слово, поворачивается к третьему и начинает это «понятое» слово изображать третьему.Таким образом, к пятому участнику это слово уже может прийти с совсем другим значением. Ведущий, начиная с пятого участника, спрашивает, какой слово понял он и так по цепочке узнаем остальные слова. Обычно эта игра происходит в двух группах, чтобы выбрать победителя.

3. На тренингах, если данная игра имеет терапевтическую направленность, участники говорят, почему им пришло это слово-ассоциация и что оно для них значит в паре предложениях. Тренер может это все записывать на листочек. Потом, в конце игры участники делятся своими переживаниями по поводу произошедшего.

Если это индивидуальная терапия, то человек сам в одиночестве может написать слова друг за другом. В какой-то момент слова начинают петлять, стараясь запутать сознание человека. Лишь усердность может вывести человека на какое-то воспоминание, чтобы с ним поработать. В терапии это важно для того, чтобы понять, откуда ветер дует, почему в жизни человека не получается что-то, что для него очень нужно. Кто-то любит этот метод, кто-то считает его слишком жестким, кто-то вообще не берет в расчет.

Помните фильм «Джентльмены удачи», где герои играют в игру «города»? Вот небольшой отрывок:

 — Воркута.
 — Почему Воркута?
 — А я там сидел.
 — Ну хорошо. А ты, значит, на «а».
 — Джамбул…
— А причём тут Джамбул?
— Потому что там тепло. Там мой дом, там моя мама.

Это пример групповой работы с объяснениями. :)

Берегите себя и своих детей, чтобы вашим взрослым детям не пришлось вспоминать то, что было в детстве. Чаще фотографируйтесь, чтобы была цепочка воспоминаний у Вашего ребенка, и просматривайте фотографии вместе, что только сплочит Вашу семью.

Екатерина Заварухина.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

ЕКАТЕРИНА ЗАВАРУХИНА

" Сначала человек выбирает путь, а потом путь выбирает человека" . Я помогу вам на вашем пути в решении непростых ситуаций, а также помогу найти ресурс с удовольствием идти дальше. Пожалуйста, прочитайте информацию в профиле.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Да, детские воспоминания многое объясняют в дальнейшей взрослой жизни. Восстановить написанный в детстве сценарий бывает иногда довольно полезно. 

Спасибо, Екатерина, за ценную статью.)))

11.05.13

Нина, пожалуйста и спасибо за отзыв! Мне всегда очень интересно проводить гипотезы: то, что было, и то, что возможно будет, если... 

11.05.13

Спасибо, Катя. Можно не «вспоминать», а «придумать» (свое детство). Наше сознание устроено так, что оно конструирует наши фантазии из элементов, которые есть в нем. И с этой точки зрения в таких «выдумках» гораздо больше правды....

11.05.13

Пожалуйста,  Игорь Леонидович, и спасибо за комментарий! Действительно, придумать — это гораздо лучше и выгоднее для самого себя, и для своей уверенности!

11.05.13

Катюш, немного не это имел ввиду. Можно «пытаться вспомнить» (что весьма проблематично, как Вы уже заметили), а можно анализировать «фантазии на тему» (это т.н. проективная методика, анализ продуктов деятельности)... 

11.05.13

Интересно, что же хранится в памяти: обрывки ощущений, состояний? сюжеты и умозаключения? Видимо, память чувств, ощущений — это более подлинное. Часто конфликты — отсюда. А сюжет — это уже более позднее и искусственное. И его назначение — примирить себя прошлого с претензиями нынешнего.     

В общественной жизни: события прошлого — их описание в СМИ и общественной молве — учебники истории — самоощущение нации (народа). 

В индивидуальной: события — их оценки — состояния — психологическая защита — конструирование приглядной истории — самооценка — психологические проблемы… Если поискать аналогию...

В обоих случаях важно, чтобы историю не стыдно было бы кому-то рассказать. Психолог тут в помощь.

11.05.13

Анатолий Михайлович! Спасибо за комментарий!


Действительно, что? Мне кажется, что в памяти хранится все, но прорывается сквозь время в определенные моменты именно ощущения: приятные или неприятные. Услышав какую-то музыку, можешь вспомнить, что где-то давно ее слышал, но с воспоминаниями о музыке может прийти тревожность, а могут прийти ощущения чего-то, что натолкнет на грусть. У каждого — разное. 

«И его назначение — примирить себя прошлого с претензиями нынешнего». Согласна, Анатолий Михайлович. И может быть, тут еще примирить Ребенка-Родителя-Взрослого? Или не примирить, а познакомить?

События прошлого мне кажется, идет как бы фоном. На него могут накладываться как положительно забытые или не забытые моменты, так и отрицательные. Вспомнив события 1991 года, можно вспомнить, чем занимался в это время, какое было хобби и так далее. Часто бывает, люди восклицают: 1991 (или любой другой) год! Помню-помню, тогда было то-то, а я в это время… И так далее... 

 

«В индивидуальной: события — их оценки — состояния — психологическая защита — конструирование приглядной истории — самооценка — психологические проблемы… Если поискать аналогию...» Цепочка красивая. Да, действительно, очень интересно. Получается, что если не было оценки, то не было и фиксации на ситуации.

Спасибо!

11.05.13
Сейчас занят

Интересную тему подняли, спасибо, Екатерина!

11.05.13

Спасибо Катя, за тему и статью.Воспоминания детства крайне важны, они создают ощущение целостности, прозрачности и знания своего пути. Конечно, помнятся события, которые происходят после травмы.Фрейд из называл покрывающими воспоминаниями. И потом вспоминается сама травма, если с этим работает аналитик… Если события конструируются, то это  - конфабуляции -ложные воспоминания  . Конфабуляции считаются симптомами психических расстройств. 

11.05.13

Действительно, в «детской» памяти взрослого человека хранится много воспоминаний. Иногда эти воспоминания меняют цвет: чёрное вдруг становится понятным и мы испытываем благодарность, а иногда наооюорот.

Думаю, задача каждого родителя — общаться с ребёнокм так, чтобы впоследствии выросшие дети испытывали чувство радости и благодарности.

Катя, спасибо за тему!

13.05.13

Алла, отличные слова! Чувство радости и благодарности! Я помню, когда училась в Вузе, получая психологическе образование, со мной училась девушка. Она в начале учебы говорила, что у нее было отличное детство, что она очень благодарна своим родителям за свое воспитание. В течение обучения ее мнение поменялось, она стала говорить, что у нее, оказывается, и детства не было, были одни прыжки в высоту, постоянное поднятие планки, до которой было трудно дотянуться. Вот так интересно происходит трансформация во время самосовершенствования.

Хочется, что ребенок был счастлив, чтобы смог сделать то, зачем пришел, а для этого надо просто быть рядом, наблюдать, не мешать, в какое -то время направлять. И все равно проблема отцов и детей всегда была, так что кто знает, что будет дальше?

13.05.13

Катюша, умничка))

18.05.13