О помощи другим

Если вы хотите быть практичным в помощи другим, нужно помогать только когда люди действительно нуждаются в помощи. В противном случае вы будете их портить, баловать. Если вы без большой нужды скажете человеку, что вы практик Махаяны, практикуете сострадание и сделаете все, чтобы ему помочь, то вы избалуете этого человека. Вы должны ощущать «я сделаю для тебя все» внутри, потому что человеческий ум настолько хитер, что он склонен постоянно извлекать из всего выгоду для себя, пользоваться всем, и, если с вами будут так поступать, ваши любовь и сострадание быстро иссякнут, вы просто не выдержите.

Вначале не надо выставлять наружу любовь и сострадание, поскольку они представляют собой такой маленький огонек, который нужно держать внутри, закрывать, оберегать. Если вы выставите его на улицу, то с первым же порывом ветра пламя погаснет. Если вы будете выставлять зачатки своих любви и сострадания наружу, демонстрировать их всем, то другие скажут, что вы дурак, и воспользуются вами, и через три дня вы скажете, что практика Махаяны – это плохая практика и вы больше не хотите ею заниматься, а хотите все делать для себя. Это будет означать, что порыв ветра задул ваши крошечные любовь и сострадание. Это подобно дебютной ошибке в шахматной игре: вы выставили свои чувства наружу, тогда как следовало чувствовать любовь и сострадание внутри, не демонстрировать их. Снаружи вы должны быть строгими, сильными.

Но не следует все время стараться быть сильными. Вначале очень важен именно мирный аспект. С людьми, которые понимают мирную речь, можно говорить на мирном языке. Поэтому начните и старайтесь общаться в основном с помощью этого языка. Если же люди уже не понимают его, говорите с ними на их языке, но с любовью и состраданием. Когда ваши любовь и со страдание станут сильнее, вы уже сможете демонстрировать их, у вас уже не будет с этим проблем. На этом этапе ветер уже не причинит вам вред, а будет только помогать вам. Например, если вы выставите охваченную пламенем ветку дерева на ветер, то она еще больше разгорится.

Итак, когда огонек маленький, ветер вредит ему. Когда пламя разгорается сильно, ветер раздувает его еще больше. Когда ваши любовь и сострадание станут достаточно сильны и стабильны, вы уже можете говорить людям: «Я практик Махаяны. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы тебе помочь». Однако не надо баловать людей таким образом и не надо позволять им создавать негативную карму ради вашего блага. Когда они вами пользуются, для вас это благо, но сами они накапливают негативную карму, поэтому вы должны хорошо ориентироваться в ситуации. В некоторых ситуациях следует позволить людям вами воспользоваться, но в некоторых ситуациях не позволяйте им этого. Здесь не существует каких-то универсальных законов, все зависит от конкретных обстоятельств.

Бодхисаттве очень важно знать о двух вещах: цели, или преимуществах, и ущербности, или недостатках. Чем больше преимуществ, тем, соответственно, меньше недостатков. В любой ситуации бодхисаттва может совершить тот или иной поступок. Если в достижении цели будет больше ущерба, чем преимуществ  для кого-то, то бодхисаттва не должен это делать.

Все время анализируйте и старайтесь понять ситуацию. Если вы достигнете некой цели, чего в ней будет больше – преимуществ или ущерба? Таким образом вы размышляете о каждом живом существе. И в отношении каждого существа вы с помощью тонглен, постоянно делая вдохи и выдохи, забираете у него страдания и даете ему счастье. При этом вы еще должны читать следующие строки:

Пусть страдания всех существ  проявятся во мне,

И пусть океан страданий высохнет.

Я отдаю свое счастье всем живым существам,

И пусть счастье наполнит все небо.

Первые две строки читайте на вдохе, а две последние – на выдохе.

 

Вы должны произносить их и одновременно с этим делать вдох – выдох, и тогда вы сразу же это почувствуете. Когда вы находитесь в депрессии, когда вам плохо, произносите эти слова и делайте эту визуализацию – это самое лучшее лекарство. Когда молоко закипает, если вы немножко брызнете на него холодной водой, молоко сразу осядет. Точно так же на огне нашего себялюбия вскипает молоко гнева и зависти, из-за этого мы впадаем в депрессию. И в это время вы должны побрызгать на молоко ваших омрачений нектаром любви и сострадания, нектаром ума, который заботится о других.

Заботьтесь о других и принимайте на себя их страдания. Скажите себе: «Сегодня я несчастлив, но огромному количеству людей гораздо хуже, чем мне. По сравнению со страданиями других у меня очень маленькая проблема. У некоторых людей нет ни рук, ни ног, ни еды, они бездомны, их некому защитить, они кричат о помощи, но никто им не помогает, они хотят принимать лекарства, но не могут. Их родственники умирают, их детей убивают, и есть много других ужасных вещей». Вы говорите себе: «Да, это действительно объекты сострадания. Пусть их страдания проявятся во мне, и пусть тем самым высохнет океан страданий». И вы думаете: «Им недостает счастья. Я отдаю им все свое счастье и все причины счастья. Пусть их счастье станет огромным, как пространство».

Такова молитва бодхисаттвы. Это мощнейшая практика, она называется драгоценнейшим лекарством. Все лекарства, применяемые в медицине, – тибетские и прочие – это вторичные лекарства. И Дхарма, и тибетская медицина были переданы людям Буддой. Он сказал: для людей, чей ум неприспособлен для самого драгоценного нектароподобного лекарства учения, я даю такие маленькие таблетки, чтобы они их принимали, потому что их нужно лечить, как маленьких детей. Маленькие дети не могут принимать лекарство учения – у них еще нет разума, поэтому для них существуют лекарства тибетской медицины. Они хорошие, но полностью вылечить не могут. Одну болезнь вылечишь – другие болезни придут. Таблетки не лечат ум, это полезное, но вторичное лекарство.

 

© перевод лекции геше Тинлея

12.05.13
16
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет