О мелких проблемах

А сейчас я вам расскажу, что это за мелкие проблемы, которые у вас все время возникают. Когда вы учитесь, мелкая проблема заключается в том, что либо у вас нет возможности получать нормальное образование, либо вы должны много и усиленно учиться, чтобы закончить то или иное учебное заведение. Следующая мелкая проблема – это заботы и мысли о получении хорошего аттестата. Когда вы уже получили документ об образовании, ваша новая мелкая проблема состоит в том, что вы не можете найти хорошую работу. Вы начинаете бегать туда-сюда, потом неожиданно находите работу и говорите: «Ой! Теперь все мои проблемы решены. Я очень счастлив». Таким образом, ваша мелкая проблема отсутствия работы решена, но начинается новая проблема, связанная с тем, что вы имеете работу. Она заключается уже в том, что вас ругает начальник, у вас нет времени на отдых.

Если вы мужчина, у вас возникает проблема найти себе хорошую спутницу. А если вы женщина, ваша мелкая проблема состоит в том, что вы не можете найти себе хорошего мужа. Мужчин много, но все женщины хотят именно хорошего мужа. Женщин также много, но все мужчины хотят иметь идеальную жену. Такого мужа или жену найти очень трудно. Итак, следующая мелкая проблема – отсутствие партнера. Вы опять бегаете туда-сюда, и, наконец-то, находите себе партнера. Но теперь начинается новая мелкая проблема – от наличия партнера. У вас много мелких проблем, но ваша главная мелкая проблема на этом этапе – отсутствие детей. Вы молитесь богу, чтобы он даровал вам сына или дочку. Выдумаете: «Если у меня будут дети, я буду счастлив. Бог, дай мне только детей, больше ничего!» Человеческий ум не смотрит дальше.

Наша жизнь подобна шахматной игре. Буддизм учит, как играть в шахматы нашей жизни. Плохой шахматист не представляет, как играть: не знает стратегии, позиции, поэтому его игра в шахматы – детская. Если вы проживаете свою жизнь, играя в детские шахматы, решая одну за другой только какие-то очень маленькие проблемы, не видя дальше своего носа, значит, у вас нет стратегии, нет позиции, вы не знаете комбинаций.

Как только у вас появляются дети, у вас возникают новые проблемы. Такова психология сансары. Эти проблемы состоят в том, что вы не можете дать своим детям правильное воспитание и образование. Вы волнуетесь об этом. Затем, когда ваш ребенок получает аттестат, возникает новая проблема – как ему найти хорошую работу. Таким образом, вы снова переживаете тот же самый цикл проблем, только на этот раз уже беспокоитесь о своих детях. Когда у вашего ребенка появляется работа, вы начинаете переживать из-за того, что у него нет хорошего партнера или партнерши. Тогда вы обращаетесь к своему духовному наставнику с просьбой о том, чтобы у вашего сына или дочери появился хороший спутник или спутница. Вы не просите своего духовного наставника: «Пожалуйста, даруйте нам нектар, который излечит нас от болезни сансары». Вы просите у него каких-то маленьких шоколадок, но шоколадки не решат ваших проблем. Вы просите у него соленой воды, и, если ваш духовный наставник дает вам эту воду, вы выпиваете и говорите: «Какой великий учитель! Какой великий мастер!» Но вас тут же начинает снова мучить жажда.  Когда у вашего ребенка появляется муж или жена, вы начинаете переживать из-за того, что у них нет детей. «Я хочу внуков», – думаете вы и молитесь о том, чтобы у вас были внуки. В конце концов у вас появляются внуки. Тогда вы начинаете переживать за то, чтобы внуки получили хорошее образование, молитесь об этом. Когда они оканчивают школу, вам  настает время умереть, конечно, если вы доживете до этого срока.

Такова сансара.

Когда вы играете в шахматы, никто не создает вам выгодное или невыгодное положение на доске. Все это создаете вы сами каждым своим ходом. То же самое происходит в нашей жизни. Каждый ваш ход, каждое ваше движение играет очень важную роль для вашего же будущего. Поэтому очень важно научиться делать правильные ходы. Буддизм – это философия, которая учит вас правилам шахматной игры в вашей жизни. Поэтому слушайте учения как инструкции, как наставления о том, как делать правильные ходы в вашей жизни.

Правильные движения проистекают от правильного образа мышления. Правильные движения – это и есть правильное поведение. Ваше поведение является основным творцом ваших страданий и счастья. Своим неправильным поведением вы создаете себе проблемы. Если вы делаете правильные ходы, ведете себя правильно, вы тем самым создаете правильные причины и получите хорошие результаты. Такова практика буддизма. Легко сказать об этом, но осуществить это нелегко.

Будда говорил, что, поскольку поведение является основной причиной наших страданий и нашего счастья, для того чтобы изменить наше поведение, мы нуждаемся в философии. Не имея философии, просто повторяя слова «надо быть добрым, не надо вредить другим», вам будет очень трудно осуществить это на деле. Догматические постулаты не работают. В течение одного или двух дней вы будете хорошим, но придет момент, когда вы сорветесь. Подавление гнева – это не настоящее терпение. Для того чтобы быть терпеливым, вы должны знать, каким образом следует отпускать гнев. Этому учит драгоценная Дхарма Будды.

 

© перевод лекции геше Тинлея.

12.05.13
28
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет