О страдании перемен

Существует второй вид страдания – страдание перемен. Этот вид страданий представляется нам счастьем, и мы стремимся достичь его. Все методы, которыми человечество в течение многих веков пользовалось до настоящего момента для того, чтобы избавиться от страдания страданий, полезны, но они не прекращают страдания. Иногда они даже умножают их. Поразмыслите сами над историей человечества. С древнейших времен до наших дней мы достигли большого материального прогресса, но уменьшили мы или увеличили число страданий в этом мире? Поразмыслите над этим. Человечеству не удалось уменьшить количество страданий в этом мире, иногда лишь удается на некоторое время остановить страдание, что подобно принятию обезболивающего, не вылечивающего болезнь. Те методы, которыми мы пользуемся, чтобы избавиться от страдания страданий, подобны обезболивающему. Иногда обезболивающее полезно, но нельзя на него  полагаться полностью, как нельзя полагаться полностью на те методы, которыми мы пользуемся, пытаясь избавиться от страдания страданий.

Страдания перемен большинству из нас кажутся счастьем. Например, когда мы страдаем от холода, мы заходим в дом, подходим к горящему камину и говорим: «Как хорошо, тепло!»

Рассмотрите эту ситуацию. Является ли это подлинным счастьем? Страдание от холода уменьшается благодаря жару. Но в то же время начинает возрастать страдание от жара. Если вы долго и близко будете находиться от огня, то вы начнете страдать от жары и скажете: «Не нужен мне этот огонь». Точно так же, если вы бедны, вы испытываете страдания бедности и думаете, что быть богатым – это счастье. Вы хотите достичь богатства очень быстро. Но многие люди не могут стать богатыми. Они много работают, но не могут разбогатеть, потому что нет кармических причин. Но если только им удается стать богатыми, они чувствуют себя очень счастливыми. С этого же времени уменьшается их страдание от бедности, которое подобно страданию от холода, и появляется и начинает расти страдание от богатства, которое подобно страданию от огня. У богатых есть свои  страдания. У бедных – страдания бедности, у богатых – страдания богатства. Хотя в середине можно испытать небольшое кратковременное счастье, но все равно вы находитесь в природе страдания.

Когда вы не осознаете, что страдания перемен – это тоже не счастье, у вас возникает алчущий ум, стремление к обладанию. Приведу один небольшой пример. Вы думаете: если бы у меня была бы машина, я был бы очень счастлив. Очень тяжело все время ездить на метро. Постепенно это желание усиливается и превращается в жажду обладания этой машиной. Вам очень хочется получить машину. Вы много и усердно работаете, чтобы ее получить. Наконец, вы зарабатываете достаточно денег и покупаете себе машину. Вы говорите себе: «Ну вот, теперь у меня есть машина». В течение нескольких дней вы чувствуете себя счастливым, потому что страдания от того, что у вас не было машины уменьшились с получением машины. Но вы испытывали страдание от того, что у вас нет машины, исключительно из-за желания ее иметь, благодаря вашей привязанности. Если бы у вас не было желания иметь машину, то у вас и не было бы и страдания от того, что машины нет.

А как возникает желание? От непонимания того, что страдание перемен – это тоже страдание. Если вы не понимаете, что страдание перемен – тоже страдание, то у вас возникают желания. Например, иметь машину. И, соответственно, страдания от того, что вы не имеете машины. Когда вы получаете машину, страдания от того, что вы ее не имеете, уменьшаются, но с того же самого момента начинают расти страдания от того, что вы обладаете машиной. В первый день эти страдания еще невелики, вы немножко хуже спите, потому что боитесь, как бы вашу машину не стащили. Пока у вас не было машины, вы прекрасно спали по ночам, но теперь любой звук заставляет вас вскакивать с постели и проверять: на месте ли ваша машина. Это пока еще маленький симптом тех страданий, которые приносят вам обладание машиной. Но затем можно попасть в аварию. Это уже больший симптом страданий, связанных с обладанием машиной.

Можно вспомнить множество таких примеров наших желаний и тех страданий, которые появлялись после их осуществления. Просмотрите на прожитую вами жизнь. Посмотрите, как вы ее прожили. Очень легко увидеть недостатки в других и критиковать их. Но посмотрите на себя, на собственную жизнь, как вы ее прожили, был ли в ней смысл? Если вы взглянете на то, как вы ее прожили, вы поймете, что мы подобны  детям, которые бросаются от одной игрушки к другой, получают одну, хватают ее, потом подходят к другой, бросают первую, и так проходит вся жизнь. Посмотрите на ваше отношение к одежде. В одежде нет ничего плохого. Но если вы заняты только этим, то это не мудро.

Итак, постарайтесь распознать собственные страдания перемен. Когда вы осознаете на своем примере страдания перемен, тогда у вас будет меньше желаний. Когда в вас станет меньше желаний, меньше жажды обладания, тогда вы будете меньше страдать. Чем больше в вас желания, тем вы больше страдаете от того, что вы не имеете того или этого. В России люди достаточно богаты, но многие из них говорят: «я бедный». Почему? Потому что у них много желаний. «У моих соседей есть то и это, а у меня этого нет. Я хочу это получить». А кто создает те страдания, которые вы испытываете то того, что у вас нет того или иного предмета? Ваши же собственные желания и создают ваши страдания. Я не говорю, что вы вообще не должны иметь никаких желаний, но ваши желания должны быть разумны. Достаточно иметь необходимый минимум, чтобы чувствовать себя счастливым.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.05.13
36
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет