Об исследовании ума - блог №654351

Третья характеристика ума  – его бесформенность. Ум не имеет формы. Он очень много  работает, даже когда вы спите. Великий тибетский йогин Миларепа вместе с другим  йогином отправились в деревню. Они приютились  на ночь в одном из домов, а рано утром  спутник Миларепы проснулся и напоказ хозяевам начал заниматься множеством практик.

Миларепа же спал. Когда в комнату вошел хозяин дома с чаеми цампой и увидел спящего  Миларепу, то спросил у сидящего практикующего монаха: “Что случилось с твоим  другом?” Монах ответил: “Это очень плохой йогин. Я просыпаюсь рано утром, делаю  практику, а он дрыхнет”. В этот момент проснулся Миларепа и сказал: “Верно, он очень  хорошо практикует. Он не просто делает практику, а выполняет очень серьезную работу.  Он уже успел купить самку яка в другой деревне, она родила детеныша, и когда малыш  подрос, он продал его, получил большие деньги и стал очень богатым  – и все это во время  практики”. Оказалось, во время утренней медитации йогин думал именно об этом. Он  понял, что перед ним Миларепа, сумевший прочесть его мысли, и поэтому извинился,  сделал простирания. Так что, несмотря на бесформенность нашего ума, он очень активен.

Ум находится в теле, словно в обители. Если наш ум обитает в теле мужчины, мы называем  себя мужчинами и гордимся этим. Когда ум находится в теле женщины, мы говорим: “Я  – женщина. А все мужчины  – глупцы, они пьянствуют...” Не надо делать таких различий.  Мужчина, женщина  – это всего лишь дом, в котором мы обитаем. Я называю себя  тибетцем, потому что это тело тибетца и я говорю по-тибетски. Возможно, в предыдущей  жизни я был русским или бурятом. Когда вы поймете это, ваш ум откроется, вы не будете  больше проводить таких различий между собой и другими, в вас появится чувство  человечности. Мы не просто люди, мы также и живые существа. У животных и у всех  других живых существ, как и у нас, один и тот же ум, но в разных телах. Осознав это, вы  станете чуткими по отношению ко всем живым существам и не сможете причинить вред  даже маленькой букашке. Когда насекомому грозит опасность, оно бежит, потому что не  хочет терять свою жизнь. Все мы желаем быть счастливыми и не желаем страдать  – такое  понимание сделает вас мудрыми, зародит в вашем сердце любовь и сострадание. И тогда  даже птицы будут подлетать к вам близко, потому что почувствуют, что вы никогда не  причините им вреда. В древности люди могли такими стать, почему же сейчас не могут?  Ведь, в сущности, между древними людьми и нами нет больших различий.

Вернемся к исследованию ума. Наше сознание принимает зачатие в утробе матери. Этот  первый момент должен происходить от какой-то причины, иначе зачатие было бы  невозможно. Есть три возможных причины. Первая причина  – соединение сперматозоида и  яйцеклетки родителей. Вторая причина  –сознание родителей. Третья причина  – предшествующий момент нашего же сознания. Других причин нет. Разберем эти три  варианта. Когда в буддизме говорится о причине, то имеется в виду два вида причин:  субстанциональные и обусловленные. Возьмем к примеру чашку. Субстанциональная  причина чашки это глина, из которой она сделана. Обусловленная причина чашки это рука  человека, который ее вылепил. Таким образом, чашка появилась из этих двух причин.

Когда мы говорим о причине нашего сознания, то подразумеваем субстанциональную причину. Если наше сознание возникло в результате соединения семени родителей, то наш  ум должен быть вещественным, потому что семя наших родителей  – это вещество. Если  причина вещественна, результат должен быть таким же. Однако в случае с нашим  сознанием возникло бы логическое противоречие, потому что наш вещественный ум имел  бы тогда и форму, и цвет. Если бы наш ум обладал цветом и формой, мы могли бы с  легкостью его увидеть и по своему желанию, сделав операцию на уме, превратились бы в  Будду. Мы выяснили бы цвет и форму нашего гнева и удалили бы его. Буддистская логика  основа на на достоверности того, что мы видим и испытываем в нашей повседневной  жизни, поэтому мы можем убедиться, что первый момент нашего сознания в утробе матери  не происходит от соединения семени наших родителей. Соединение сперматозоида и  яйцеклетки  – это причина нашего тела, но не сознания.

Быть может, наше сознание появилось от сознания наших родителей? Но в этом  утверждении также содержится противоречие. Если бы оно было верным, то в вашем  сознании хранилась бы та же информация, что и в сознании ваших родителей. Кроме того,  у одних и тех же родителей рождались бы одинаковые дети. Так, если какая-либо фирма  создает образец какой-либо продукции, то вся продукция выпускается одинаковой, потому  что причина у этой продукции одна и та же. Если это чашка, то все  такие чашки  одинаковы, потому что имеют причиной один и тот же образец. Однако в семьях с  несколькими детьми каждый ребенок обладает собственным образом мышления и  отличается от братьев или сестер. К примеру, кто-то из детей склонен мучить животных, а  другой, напротив, – очень мягок, добр с другими. Очевидно, у этих детей есть разные  отпечатки, созданные в предыдущей жизни.

Исследуя эти факты с помощью логики, вы приходите к выводу: ваше сознание не могло  появиться из сознания ваших родителей. Остается только одна причина  – непосредственно  предшествующий момент вашего собственного сознания  –“сознание бардо”.  Бардо  – это  состояние вашего сознания, в котором оно пребывает с момента смерти в предыдущей  жизни и до принятия нового рождения. Именно это сознание является причиной первого момента вашего сознания в утробе матери: предыдущий момент сознания становится  причиной последующего момента сознания. Так, ваше нынешнее сознание есть следствие  всех предшествующих моментов, от самого детства. Поток, идущий от сознания ребенка,  непрерывен, он один и тот же, но между вашим детским и вашим взрослым состоянием  сознания есть несомненные различия. В детстве у вас было одно сознание; оно постепенно,  шаг за шагом, менялось и, в итоге, стало нынешним вашим сознанием взрослого человека.

Такова эволюция вашего ума. Поэтому не думайте, что жизнь, которой вы сейчас живете,  единственная. Если человек не видел, как дерево вырастает из семени, он думает, что деревья растут просто из земли, без всяких семян. Но видевший знает,  что это дерево  появилось из семени предыдущего дерева, которое, в свою очередь, тоже выросло из  семени еще более давнего дерева. Таким образом, эта эволюция продолжается уже долгое  время, и трудно понять, что же появилось первым. В буддизме утверждается, что начала  нет. А если все безначально, то как вы можете утверждать, что яйцо, например, появилось  прежде курицы? Курица и яйцо являются причинами друг для друга. У круга нет начала,  как же вы можете показать на какую-то точку и сказать, что именно из этой  точки и  начался круг?

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.06.13
297
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store