О первом звене цепи взаимозависимого возникновения.

Что появилось первым: неведение или ум? Этот вопрос подобен вопросу о том, что появилось раньше – яйцо или курица? Если бы  первым появилось яйцо, то яйцо появилось бы без причины, а если курица  – то это означало бы, что курица не вылупилась из яйца, такая была бы изначальная, первобытная  курица. Каков же ответ? Ответ таков: если было начало, то ответить на вопрос о том, что было первым, очень трудно. Если же начала нет, то на этот вопрос нет необходимости  отвечать. Если нет начала, то, как вы можете говорить о том, кто появился первым? Вы не  можете указать на какую-то точку круга и сказать, что именно в этой точке появился круг.

В теории бесконечности и безначальности вам совершенно нет необходимости говорить о том, что конкретно появилось первым, потому что начала все равно нет.  Затем подумайте о втором положении: заложено неведение в природе ума или не  заложено? Если неведение присуще природе ума, то его невозможно отделить от ума.

Неведение не заложено в природе ума. Об этом я расскажу вам более подробно при  объяснении третьей благородной истины, истины о пресечении страданий. А теперь  поговорим о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого возникновения, о том, как  посредством этих звеньев мы вращаемся в сансаре.

Итак, первое звено цепи  – это неведение, которое существовало в вашем уме с  безначальных времен, и как я вам уже говорил, неведение означает цепляние за видимость  существования вещей. Феномены существуют не так, какими они нам представляются, но мы слишком сильно верим в то, какими они нам являются. Существуют различные уровни  этого ложного восприятия. Очень грубый уровень ложного восприятия  – это когда вы едете  в машине, и вам кажется, что деревья за окном движутся, но в действительности, если вы  проанализируете эту ситуацию, то поймете, что не деревья движутся, а вы движетесь. Так  что же такое неведение? Пример неведения  – это когда вам кажется, что деревья движутся,  и вы начинаете цепляться за эту видимость, начинаете бояться деревьев и убегаете от них.

Точно также все феномены, когда они вам являются, являются вам имеющими самосущее  или истинное существование, как нечто, существующее со стороны объекта, вне  зависимости от наименования мыслью. Например, вам является некий конкретный твердый  враг или конкретный твердый друг. Когда возникает человек, которого вы считаете врагом,  вы говорите: «О, какой плохой человек  – это мой враг!» Но если  он является врагом со  своей стороны, то должен быть врагом для всех, однако для других людей он  – лучший  друг. Где же враг? На самом деле враг существует не так, каким вы его представляете. Так  же как красота и уродство  – они не существуют со стороны объекта, все дело в нашей  интерпретации. Объекты, которые одним людям кажутся прекрасными, другим кажутся  ужасными  – все дело в чрезмерной игре вашего собственного воображения. Итак,  неведение  – это цепляние за видимость существования вещей, за видимость их  объективного существования, существования со стороны объекта вне зависимости от обозначения мыслью. Они вам видятся, являются именно такими, и вы верите в эту  видимость, верите в то, какими они вам являются. Это называется неведением. Из-за  неведения люди очень много спорят между собой. Один человек говорит, что это хорошо, а  другой человек говорит, что это плохо, в результате возникает спор. Понятие хорошего и  плохого существует, я не говорил, что нет ни хорошего, ни плохого  – это было бы также  неправильно, но истинно существующего хорошего и плохого не существует.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

08.06.13
17
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет