О медитации на бодхичитту и человечности

Медитация на бодхичитту никогда не сделает вас сумасшедшим. Даже если вы будете посвящать ей очень много времени, нет абсолютно никакого риска, что от такой медитации у вас появятся психические проблемы. Этого нельзя сказать о тантрической йоге. Если вы, не зная правильных техник, слишком много занимаетесь тантрической йогой, у вас есть риск повредить своему рассудку: вам могут начать являться какие-то странные видения.

Что же касается медитаций на бодхичитту, на любовь и сострадание, то, сколько бы вы ни медитировали, абсолютно никакой опасности в этом плане нет. Это абсолютно точно

На наш ретрит могут приехать и последователи других конфессий: христиане и мусульмане. Никакой проблемы здесь нет, они получат большую пользу от этого. После ретрита по бодхичитте они станут более чистыми христианами, более чистыми мусульманами, в них появится больше чистой любви, они станут более сострадательными.

Они начнут относиться к буддизму с уважением и скажут, что буддизм, по сути, учит тому же самому, что и их традиции. Религия предназначена для человека, то есть, не человек должен служить ей, а она ему.

Религия необходима для того, чтобы делать человека лучше, добрее. Религия – это один из аспектов существующих сфер познания, как наука или экономика. Всё это служит человеку. Поэтому я часто повторяю, что не надо надевать на себя большую шапку – атрибутику той или иной школы – и говорить, что я последователь такой-то школы или такой-то религии, из-за этого у вас развивается фанатизм. Неважно к какой традиции вы принадлежите, главное, чтобы она делала вас лучше, делала вас добрее. Главное – быть хорошим человеком.

В нашем мире большой недостаток хороших людей. В наши дни очень многие люди теряют чувство гуманности, чувство человечности, а это основополагающие человеческие чувства, это основа. Вот именно эту основу люди и теряют. И, потеряв эти чувства человечности, гуманности, люди начинают проводить какие-то разграничения между нациями, религиями, конфессиями, и из-за этого, из-за этих конфликтов очень многие люди чувствуют себя несчастными. Эта основа подобна ладони на нашей руке, а религия, наука, экономика – все это, как пальцы на ней. А одни пальцы без ладони не способны ничего сделать. Даже без пальцев, эта ладонь гуманности, человечности всё же сможет что-то сделать, а вот пальцы в отрыве от неё ничего не могут. Если на основе гуманности у вас есть ещё и религия, и наука, и другие вещи, то вы сможете сделать очень много полезного, но очень важно иметь именно эту основу – гуманность.

А в буддизме говорится не только о человечности, там говорится обо всех живых существах. То есть, мы охватываем своей заботой, своей любовью не только людей, а каждое живое или чувствующее существо, которых бесчисленное множество. Осознавать, что все живые существа хотят счастья и не хотят страдать, – это очень широкий подход, действительно широкий подход. Вы охватываете своей заботой, своим состраданием всех живых существ и хотите, чтобы каждое из них, каждое из этих существ обрело счастье и избавилось от страданий, и делаете для этого всё возможное. Только на основе такого глобального, всеобъемлющего подхода можно развить бодхичитту, в противном случае это невозможно.

Итак, когда в буддизме говорится о любви и сострадании, то имеется в виду именно глобальное чувство любви и сострадания, всеобъемлющее чувство любви и сострадания, которое охватывает всех живых существ, а не только людей, не только какую-то группу людей.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

28.06.13
18
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет