О практике шаматхи

Если вы породите это всеобъемлющее чувство заботы обо всех живых существах и подумаете, что, также как и вы, все живые существа хотят счастья, что никто из них не хочет страдать, если вы пожелаете им счастья, если вы действительно искренне почувствуете это, хотя бы на одно мгновение, по отношению ко всем живым существам, которые только существуют, то эта чистая любовь, а именно это и называется чистой любовью, принесёт вам невообразимые заслуги.

Будда привел следующий пример. Один человек в течение сотни жизней занимается практикой даяния, благотворительности, щедрости. А второй человек, хотя бы на одно мгновение, почувствует чистую любовь ко всем живым существам и почувствует: «Пусть все живые существа будут счастливы, пусть они все обретут счастье». Если он породит такое чистое чувство хотя бы на мгновение, то из этих двух людей больше заслуг накопит именно второй человек. Почему? Потому что он накопит заслуги, соразмерные количеству живых существ, которым он пожелал счастья. А поскольку живых существ, которым он пожелал счастья, бесчисленное количество, то и заслуги, которые он накопил, также бесчисленны. Помните об этом.

Вы можете заниматься этой практикой в любое время, даже когда вы куда-то едете на метро или ещё на чём-нибудь. Это очень полезно. Я всегда так делаю. Я вам уже говорил, что моя основная практика – это бодхичитта. Чем больше во мне порождаются любовь и сострадание, тем сильнее, мощнее становятся другие мои практики. Я прошу вас, чтобы и вы основное внимание уделяли практике бодхичитты. Это должна быть и ваша основная практика. Таков был совет самого Будды. Я даю вам то учение, которое было передано от Будды и великих мастеров прошлого.

Будда сказал: «Там, где есть ментальное сознание, сами по себе породятся и другие виды сознания. Там, где есть сильный корень, ствол и ветви вырастут сами собой. И, подобно этому, там, где есть великое сострадание, сами по себе возникнут и другие духовные реализации». Итак, без великого сострадания никакие другие духовные реализации для вас недосягаемы. Это всё равно, что без корня дерева вы пытаетесь вырастить его ствол, листья и плоды. Нельзя получить плоды от дерева, у которого нет корня. Чандракирти также восхвалял бодхичитту. В своем труде «Мадхьямака-аватара» он говорил очень высокие слова о великом сострадании. Он говорил: «Будды всех трёх времён рождены из великого сострадания, поэтому в первую очередь я поклоняюсь великому состраданию». Он произнёс такую хвалу для того, чтобы показать нам, что великое сострадание – это мать всех живых существ. Если вы хотите стать Буддой, в первую очередь вы должны развить в себе великое сострадание. Как только у вас породится великое сострадание, все остальные реализации появятся у вас сами собой, я вам это гарантирую.

Но для того чтобы у вас породилось это великое сострадание, чтобы оно у вас возникало спонтанно, ваш ум должен быть ясен, и вы должны обладать способностью к концентрации. В противном случае, оно может появиться у вас на одну, на две минуты, но не более того. Поэтому вам необходимо развить в себе концентрацию, и огромную роль здесь играет шаматха. Вы должны понимать, что сможете породить какой-то уровень сострадания без шаматхи, но развить спонтанное великое сострадание, развить в себе бодхичитту без шаматхи вы не сможете. Скажите себе: «Для того чтобы породить в себе великое сострадание и бодхичитту, мне необходимо развить шаматху». Тогда ваша практика шаматхи станет махаянской практикой.

 

©перевод лекции Геше Тинлея

29.06.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет