О благоприятных условиях для практики

А теперь я более подробно остановлюсь на каждом из шести благоприятных условий для развития шаматхи.

То благоприятное место, в котором вы будете заниматься медитацией, должно обладать пятью качествами. В «Украшении сутр» сказано, что то благоприятное место, где вы медитируете, развивая шаматху, должно обладать пятью качествами, и первое из них – возможность с легкостью добывать пищу.

Наше тело нуждается в пище, и поэтому на начальных этапах практики не надо уподобляться Миларепе и отправляться в те места, где вообще нет никакой пищи. Вы не сможете пробыть там долгое время, уже через неделю вы вернетесь, потому что у вас не получится выжить в таком месте. Единственное, чего вы достигните, – это разочарование, неверие в возможность развития шаматхи. Чтобы избежать этого, вы должны быть очень практичными. Поэтому лама Цонкапа и Будда говорили, что наипервейшим условием, определяющим, что данное место благоприятно для практики, должна быть доступность пищи в этом месте. Поэтому, если вы действительно хотите развить шаматху, например, за год, вы должны найти место, которое бы отвечало всем этим требованиям. Например, это должно быть такое место, куда вам в течение всего года кто-нибудь сможет приносить пищу.

Если вы будете усердно заниматься практикой, и у вас будут все необходимые для развития шаматхи условия, вы сможете достичь результата либо за шесть месяцев, либо за год. Я думаю, что для вас более реально сделать это за год. Поэтому обязательно должен быть человек или люди, которые будут снабжать вас пищей в течение года, пока вы находитесь в ретрите. Не надо удаляться в необитаемое место и думать, что раз вы занимаетесь практикой, то будды и божества ниспошлют вам пищу. Не надо делать подношение  защитникам Дхармы и просить: «Пожалуйста, принесите мне что-нибудь на обед!» Если вы будете обманывать себя такими надеждами, то, после того, как они вам ничего не принесут, вы начнёте на них сердиться и скажете: «Они мне не помогают!»

Получается, что вы будете медитировать не на шаматху, а на еду. Вашей главной мыслью будет: «Когда же у меня, наконец, будет еда?!» Поэтому и говорится, что если вы не выполните даже одно маленькое условие, то вы не сможете развить шаматху. Вот, допустим, вы не выполнили условие места, где легко доступна пища, еды, которая там была, вам хватило на месяц, а потом, когда она кончилась, у вас, естественно, появляется чувство голода, и вы начнёте концентрироваться только на еде, больше ни на чём. И вы думаете: «Нет! Шаматха для меня уже не важна, теперь самое главное для меня – это поесть!»

Всё это – стратегические ошибки, и поэтому вначале не надо вести себя как йогин, ведите себя в соответствии со своим уровнем, то есть естественно. Уже потом, на высоких уровнях, когда вы уже действительно будете йогином, вы сможете обходиться без пищи сколько угодно времени. Вот тогда и ведите себя как йогин, а пока ведите себя как обычный человек.

Итак, самое первое основное положение – это благоприятное место для развития шаматхи. Оно должно иметь пять характеристик. Первая характеристика – это должно быть то место, в котором легко доступна пища и вода. Второе важное требование – это место должно нести на себе благословение великих мастеров прошлых времён. Это нужно для того, чтобы в этом месте не было вредных, опасных духов, которые начали бы препятствовать вашей медитации. Не надо быть слишком самоуверенными в этом плане, не говорите: «Я могу заниматься шаматхой где угодно. В любом тихом месте я могу развивать шаматху!»

Не говорите: «У меня есть посвящение Ямантаки, я неуязвим для злых духов». Это не так. Если вы попадёте в место, где много вредоносных духов, то вначале вы сможете концентрироваться, но затем, по мере того, как вы будете ослабевать, вы будете становиться всё более уязвимыми для них, для их воздействия. У вас будет возникать очень много препятствий, концентрация будет слабеть. И вы не сможете заниматься там практикой. Поэтому так важна стратегия. Вы должны направиться развивать шаматху в то место, которое является святым, то есть несёт в себе благословение великих мастеров, йогинов прошлого. В таких местах злые духи превращаются в помощников в практике.

 

© перевод лекции  Геше Тинлея

02.07.13
13
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет