Об устранении привязанностей

Даже после прямого познания пустоты привязанность ещё сохраняется. И поэтому не надо ругать себя за ваши привязанности и желания. Вы должны понимать, что даже такие великие, высокие существа, как арьи, ещё не полностью свободны от привязанностей. Надо просто применять методы для их устранения, и всё. Когда у вас возникает какое-то желание или привязанность к чему-то, не надо себя ругать. Вы должны понимать, что таковы естественные свойства ума каждого живого существа. Все мы по своей природе хотим счастья и не хотим страдать. И, когда возникает объект, который, как мы считаем, может дать нам счастье, у нас возникает стремление заполучить этот объект, чтобы стать счастливым. Это естественное желание, и не надо ругать себя за него.

Когда вы правильно поймёте четыре благородные истины, вы также поймёте, что сансарические объекты не могут принести счастье. Но у вас останется очень сильная привычка, потому что на протяжении всех бесчисленных жизней мы стремились к этим сансарическим объектам. Поэтому, несмотря на то, что арьи знают, что привязываться не к чему, даже у них иногда возникает привычное стремление к объекту желания, к обладанию этим объектом.

Даже на шестом и седьмом бхуми, у бодхисаттв, если они видят притягательный объект, возникают желания. Например, когда бодхисаттва мужского пола видит очень привлекательную женщину, у него всё-таки возникает небольшое влечение, хотя очень и очень маленькое. Очень незначительная привязанность всё-таки есть, хотя вскоре после порождения она исчезает из ума. Поэтому вы должны сказать себе: «Даже у таких высоких бодхисаттв ещё остается привязанность, и я не должен слишком себя наказывать и ругать за то, что она есть и у меня. Постепенно я искореню привязанность из ума, потому что знаю, что основания для привязанности нет».

Самый лучший способ устранения привязанности – это осознать её безосновательность, то есть осознать, что никакой основы для этой привязанности нет. Даже если вы увидите красивую девушку, исследуйте: к чему в ней привязываться? К её глазу, её носу или к её языку, или к её волосам, к ее животу, или к внутренностям её живота? И, если вы проанализируете таким образом, этот обман, эта иллюзия, которая у вас возникла, рассеется, и вы скажете: «К чему, действительно, я привязался?!» Вот, допустим, если девушку оставить той же самой, что и была, но  перенести её нос на лоб, тогда вы привязались бы к ней?! Если всё оставить таким, как есть, а одну маленькую деталь  чуть-чуть изменить? Итак, всё это видимость, всё это обман. И Шантидева в своём труде «Вступление на Путь деяний бодхисаттвы» подробно объясняет, что для развития шаматхи  необходимо уменьшить свои желания.

Тело человека сделано из плоти, крови и костей. Все – и красивые, и некрасивые люди созданы из этих ингредиентов. Так что привязываться, по сути, не к чему. Сначала вы должны осознать уродство своего собственного тела, и на основе этого вы поймёте уродство других. В Дхармасале, когда я давал учение по шаматхе в местном центре «Тушита», я как раз объяснял, что для интенсивной практики шаматхи нужно ослабить в себе привязанность к лицам противоположного пола, и для этого необходимо медитировать сначала на уродство самого себя, а потом и на уродство окружающих. После этого учения  ко мне подошла одна из слушательниц и сказала: «Это учение было очень интересное, но вот только одного я не могу – я не могу медитировать на уродство своего тела, потому что я считаю себя очень симпатичной!»

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.07.13
15
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет