О качествах личности

На самом деле все мы хотим быть добрыми, нет ни одного человека, который хотел бы быть злым, но мы не знаем, как стать добрыми. В этом нам поможет учение. Учение даёт нам мудрость, и благодаря этому наш ум раскрывается, и в нас спонтанно проявляется доброта, вы не должны заставлять себя быть добрыми. Не нужно говорить: «Я должен быть добрым». Когда вы начинаете мыслить согласно Дхарме, вы естественным образом становитесь добрым человеком.

Но не надо демонстрировать людям свою доброту. Это ошибка. Иногда люди, прослушав учение по Дхарме, начинают проявлять чрезмерную внешнюю доброту к окружающим. Не нужно этого делать. Вы же не артист, чтобы улыбаться всем подряд. Внешняя доброта, улыбчивость совершенно не обязательна. Доброта должна быть внутри, а постоянно проявлять её внешне не обязательно. Поэтому мастера Кадампы советовали: меняйтесь внутренне, меняйте своё мышление, внешне же оставайтесь такими, какими были раньше, – не меняйте свой внешний вид, не меняйте поведение.

У каждого из вас есть какие-то привычки, свойства характера, например, если вы по своей натуре человек разговорчивый, то не надо замыкаться в себе, думая, что быть разговорчивым — это плохо. Потому что, если вы говорите с позитивным настроем, с добротой, то это называется не болтливость, а открытость и коммуникабельность. Очень хорошо быть веселым, добрым человеком. И очень плохо быть эгоцентриком, быть высокомерным, ставить свои интересы выше интересов других людей, стремиться подавить их. Такой человек называется не весёлым, не открытым, а болтуном, и никто не хочет общаться с такими людьми.

С другой стороны, если по натуре вы человек неразговорчивый, не очень общительный, но если при этом у вас правильная мотивация, мотивация бодхичитты, не меняйте своих привычек, вы можете продолжать быть молчаливым человеком. Людям будет очень легко с вами общаться, вы будете для них очень внимательным слушателем. Поэтому у нас в Тибете много разных бодхисаттв с разным характером. Одни бодхисаттвы весёлые, общительные, разговорчивые, любят пошутить, а другие же серьёзные, неразговорчивые.

Те, кто мало говорит, умеют очень хорошо слушать. И общительные, и молчаливые люди могут быть полезны окружающим.

Если вы измените свой внутренний настрой, если у вас внутри будут сильны чувства любви и сострадания, то каким бы характером вы ни обладали, он станет привлекательным для людей. Я иногда замечаю, даже среди своих учеников, что люди, начавшие практиковать Дхарму, вместо того, чтобы менять свой внутренний подход, внутренний настрой, меняют свое поведение, манеру разговаривать, начинают подражать тибетцам. Не нужно этого делать. Вы всё равно не станете тибетцами, не старайтесь – это бесполезно.

Вы должны оставаться такими, какие вы есть, оставаться собой. Нет ничего плохого в том, чтобы быть русским человеком. Я хочу, чтобы вы стали русскими бодхисаттвами. Моя цель – сделать вас не тибетскими бодхисаттвами, а русскими. И тогда в России распространится линия преемственности учения. Появятся калмыцкие, бурятские, тувинские бодхисаттвы. Все они будут российскими бодхисаттвами.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.07.13
17
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет