О подготовке в ретриту - блог №680929

Ваш ретритный домик подобен сауне. Возьмем для примера двух людей. Одному их них я скажу, что он совершил преступление, и в качестве наказания он должен провести в этой сауне десять минут. Этот человек, попав в сауну, уже через пять-шесть минут начинает стучать в дверь, кричать: «Выпустите меня отсюда, я не могу, здесь слишком жарко, я задыхаюсь, я умираю, это худшеенаказание в жизни, мне так плохо!» А второму человеку я скажу: «Сауна очень полезна для здоровья. После сауны у тебя будет хорошее здоровье, а твое тело будет очень чистым». Когда он, поверив моим словам, убедится в преимуществах сауны, я скажу ему: «Обычно я беру за это двадцать долларов, а тебе по дружбе уступлю за десять долларов, но ты должен провести там не больше десяти минут, потому что тут очередь, и все хотят туда попасть». И тогда этот человек пулей влетит в парилку, будет там так блаженствовать, что, если через десять минут постучать к нему в дверь и сообщить, что время истекло, он ответит: «Как это?! Я еще только пять минут тут сижу».

Итак, объект один и тот же, но ваше отношение, ваше мышление в отношении этого объекта существенно различаются. И в этой сауне у вас разные переживания. Поэтому в буддизме говорится, что ум играет гораздо более важную роль, чем внешние объекты.

Если, например, я посажу кого-нибудь в этот ретритный домик и скажу: «Всё, это твоё наказание, ты не можешь отсюда выйти, в течение года ты должен всё время находиться в этом доме. Ни телевизора, ни телефона, никаких связей с внешним миром». Для этого человека это будет просто сущий кошмар.

Но другой человек, который понял все преимущества одиночного ретрита, который знает, как это может изменить его ум, после того, как я скажу ему: «Всё, теперь можешь туда идти», – он прямо влетит в этот ретритный домик с радостью, потому что он будет знать, что другие люди ждут своей очереди, чтобы там оказаться. И когда через год я постучу в дверь и скажу: «Твой срок пребывания в ретрите закончился», – он ответит: «Нет, нет, прошло только полгода!» Если он так скажет, значит, этот человек действительно знает, как правильно проводить ретрит. А если уже через три месяца этот человек начинает открывать дверь и узнавать, сколько прошло времени, значит, он не подготовился к ретриту должным образом.

Необходимо подготовиться, как следует, тогда ретрит будет приносить вам радость, удовольствие. Если вы не подготовитесь, он станет для вас самоистязанием. Миларепа тоже говорил, что если вы не умеете правильно проводить затворничество, то для вас это подобно самоистязанию. Представьте, вы сидите в своем ретритном домике и думаете: «Если я выйду раньше времени, как я посмотрю в глаза геше Тинлею и всем остальным людям?! Нет, я не могу», – и вы остаетесь там и мучаете себя, мучаете. Это неправильно.

Если вы проведете год в ретрите с таким настроем, с таким подходом, то это будет пытка, самоистязание. Поэтому, даже если вы приступите к ретриту и через месяц поймёте, что ваш ум не готов к этому затворничеству, то лучше, мудрее будет выйти из ретрита и сказать: «Пусть другие  люди будут медитировать, а я пока ещё не готов». Никогда не надо себя насиловать и силой заставлять что-то делать. Необходимо чуть-чуть подталкивать себя, но сильно давить на себя – это неправильно. Некоторые мои ленивые ученики очень радуются, когда я говорю: «Не принуждайте себя, не давите на себя». Поэтому они не подталкивают себя, никогда ничего не делают, – и прогресса у них нет. Вы должны себя подталкивать, но сильно толкать себя не надо. Не надо взваливать себе на плечи непосильную ношу, потому что вы упадёте, рухнете.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

06.07.13
333
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store