О практике шаматхи. Продолжение

Сейчас мы продолжим учение о развитии шаматхи. Я уже говорил вам раньше, что шаматха является одной из основополагающих, основных медитаций в буддизме, и без шаматхи никакие другие реализации просто невозможны.

Поэтому, если вы в своей повседневной жизни будете пытаться развить шаматху, пытаться развить хотя бы какой-то уровень концентрации, это будет для вас очень полезным. Чем лучше у вас будет концентрация, тем меньше у вас будет мирских мыслей, мирских концепций. А чем меньше у вас будет мирских концепций в уме, тем больше в вашем уме будет покоя и умиротворения. Наши негативные эмоции по большей части являются следствием мирских концепций, мы все время думаем: «Он сделал то-то, она сделала то-то, они сделали то-то и то-то, и из-за этого я несчастлив».

Сейчас мы с вами разбираем пять ошибок медитации, и первые две из них я вам уже рассказал, мы с вами их уже обсудили.

Первая – это лень, а вторая – забывание объекта медитации. Также я вам уже объяснил четыре противоядия от первой ошибки, и еще одно, пятое противоядие, которое применяется от второй ошибки, то есть от забывания объекта медитации, основное противоядие, которое мы должны применять, – это внимательность. Поэтому очень важно в своей повседневной жизни развивать в себе внимательность. Что бы вы ни делали, нужно делать это внимательно. Нужно действовать осознанно, а не думать о посторонних вещах.

Например, если вы отвлечетесь во время резки овощей, то обязательно порежетесь. Когда вы режете овощи, думайте о тех овощах, которые перед вами на доске. Когда вы ведете машину, концентрируйтесь на дороге, концентрируйтесь на процессе управления автомобилем, потому что, думая о посторонних вещах, вы увеличиваете риск аварии.

Вождение – это очень хорошая практика развития внимательности. И, как я уже говорил вам, во время медитации у вас должно быть сильное чувство, сильная решимость, скажите себе: «Я не позволю своему уму отклониться в сторону от объекта медитации».

Для того чтобы сосредоточить свой ум на объекте медитации, для начала вы должны очень ясно представить себе объект медитации. Несмотря на то, что объектов медитации очень много, для начинающих самым лучшим является образ Будды размером с большой палец на руке. Этот объект медитации рекомендовали все великие мастера прошлого. Вы можете, конечно, в качестве объекта медитации выбрать свой ум, но ум слишком тонкий объект.

Если вам тяжело сосредоточиться даже на таком грубом зримом объекте, как образ Будды, то насколько же сложнее вам будет сосредоточиться на таком тонком объекте, как ум.

Если вы будете медитировать на ум, в качестве объекта медитации выберите ум, то вам грозит опасность, что в конечном итоге вы будете медитировать на ничто. Потому что вначале вам будет казаться, что вот он ваш ум, потом вы потеряете этот объект, и у вас будут меняться цвета вашего ума, вашей медитации: ум будет то такого цвета, то такого.

Когда вы медитируете на свой ум, какой у вас объект концентрации? Для медитации нужен какой-то образ, какое-то явление, нужно какое-то восприятие этого явления. И где здесь явление и где здесь восприятие? Если у вас нет этого явления, точнее, если у вас нет объекта восприятия, если у вас нет объекта, который вы удостоверяете, как и по отношению к чему вы можете развивать внимательность?

Да, в медитации на ум есть объект восприятия, и есть объект, который вы удостоверяете, удостоверяемый объект, но обнаружить эти объекты и удерживать на них ум очень нелегко. То есть я, конечно, могу объяснить вам это, но вы не сможете обнаружить все эти вещи в своем уме. Например, если я покажу вам образ Будды размером с большой палец, маленькую статуэтку, то вот он отчетливо перед вами. Когда вы закроете глаза, первое время этот образ будет отчетливо сохраняться в вашей памяти, но постепенно он рассеется и исчезнет. Даже такой явный объект, как образ Будды, исчезнет из вашего поля восприятия, то есть рассеется. Так что, как я вам уже не раз говорил, будьте практичными, начните с более простых вещей.

Медитация – дело очень нелегкое, поэтому начните с образа Будды размером с большой палец руки, и каждый день пытайтесь сосредоточиваться на этом образе. Я тоже начинал с такой медитации, она была очень полезной. То есть я не говорил себе, что я изучил всю философию, я геше, поэтому я должен выбрать какой-то более продвинутый объект для медитации, пустоту ума, например. Я бы себя просто обманывал, если бы так поступил.

Сначала вы должны начать с более практичных вещей, но даже это очень нелегко. Хотя я объясню вам, как зафиксировать свой ум на этом объекте медитации, на образе Будды, сделать это вам будет трудно.

Поэтому вы должны понимать, что для того, чтобы тренировать свое тело, вам нужен опытный тренер, а для того, чтобы тренировать свой ум, вам нужен опытный учитель, который учит вас на основе собственного опыта. Вы можете интенсивно заниматься физическими упражнениями, но если у вас нет тренера, эти упражнения могут оказаться совершенно неэффективными для вас. Если вы будете заниматься неправильно, ваше тело будет выглядеть очень странным. Например, ваша правая рука будет сильно накачена, а левая рука будет очень тощая, маленькая; правая нога будет худая, а левая – мускулистая.

Также и в медитации, если вы занимаетесь медитацией без опытного руководителя, если вы применяете только одну технику медитации, то правая рука вашего ума станет очень толстой, а левая рука останется худой, маленькой. Ваш ум станет несбалансированным, и вы сойдете с ума. Когда у вас возникает дисбаланс в теле, на физическом уровне, то самое худшее, что вам грозит – вас положат в обычную больницу, но когда возникает дисбаланс в уме – вас отправляют в психиатрическую клинику.

В каждой области вы должны знать, как необходимо действовать. Если вы будет поступать правильно, то ваши действия будут очень эффективны. А если вы не обладаете нужной информацией, то все ваши усилия пойдут насмарку, не принесут никакого результата.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

13.07.13
30
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет