О практике шаматхи. Продолжение

Ваша основная цель в развитии шаматхи состоит в том, чтобы избавиться от всех пяти ошибок медитации. Вы должны развить сильную решимость сделать это. Это ваша основная цель, потому что если вы устраните все пять ошибок медитации, то шаматху вы достигните естественным путем. Ум станет очень ясным, появится способность однонаправленно сосредоточиваться на чем угодно. В уме установится невероятный покой, но вы еще не будете свободны от сансары. Когда вы разовьете шаматху, вам, может быть, покажется, что вы уже освободились от сансары, но это будет не так.

Когда вы разовьете шаматху, то другим людям будет казаться, что у вас нет никаких омрачений, потому что с развитием шаматхи из ума устраняются все грубые омрачения.

Даже если кто-то будет вас обзывать, называть дураком, вы вообще не разозлитесь на этого человека, потому что ваш ум будет очень хорошо сбалансирован, его будет трудно, очень  трудно поколебать чем-либо. Но в уме останутся семена омрачений, и если вы не устраните эти семена, то они опять взойдут, когда возникнут соответствующие условия. Вы должны понимать, что самая быстрая реализация в буддизме – это реализация шаматхи, все остальные реализации гораздо труднее. Если вы знаете, как правильно медитировать, если очень четко знаете все техники, то вы способны развить шаматху за минимальный срок – шесть месяцев. И безразлично кто вы: мужчина или женщина. Мужчины и женщины имеют равные шансы.

Ген Нима – современный мастер шаматхи, который действительно обрел шаматху и множество других реализаций, основанных на шаматхе. Так вот, один из моих друзей как- то спросил у него: «Пожалуйста, дайте нам какой-нибудь совет по развитию шаматхи». И он на это спросил их: «А вы читали «Ламрим Ченмо», раздел о развитии шаматхи Ламрима?». Мой друг сказал: «Да читал». «Я не могу ничего добавить к тому, что написано в труде Ламы Цонкапы», – сказал Ген Нима. Лама Цонкапа написал очень подробные наставления о развитии шаматхи, он упомянул в этих наставлениях все, что может быть связано с развитием шаматхи, и сегодня ни один, даже самый великий Учитель, не может добавить к этому ничего другого, помимо того, что уже есть.

Мой друг продолжал задавать вопросы Гену Нима, он спросил: «Сколько времени у Вас ушло на развитие шаматхи и как вы приступили к медитации шаматха?». Мой друг задавал очень хорошие, практичные вопросы, он не спрашивал про сновидения, он интересовался именно практичными вещами. И Ген Нима рассказал моему другу, что когда он только поселился в горах, сначала он занимался общей медитацией на Ламрим, которая была очень полезна ему, она очень помогла ему усмирить свой ум. Также он выполнял очистительные практики и практики по накоплению заслуг и сделал все практики Нендро.

После этого, когда он продолжил свои медитации по Ламриму, завершив практики Нендро, он обнаружил, что ум его очень сильно блуждает, что ему очень трудно сосредоточиться на темах Ламрима. То есть он сказал: «Конечно, эти медитации полезны для усмирения ума, но ум мой очень сильно отвлекался в стороны, блуждал».

Тогда он сказал себе: «Если я буду и дальше так медитировать, то я могу всю жизни промедитировать на Ламрим, но не достигну никаких реализаций. Для того чтобы продолжать медитировать на Ламрим, мне нужно сначала развить шаматху. А вот когда у меня будет шаматха, я вернусь к медитациям на Ламрим, и тогда они будут гораздо эффективнее. Пока же мой ум лишен однонаправленности, мой ум блуждает во все стороны».

Когда Ген Нима приступил к своей медитации, он, судя по его рассказам, был таким же, как и мы все, ничем от нас не отличался. Его ум также был вечно рассеян, постоянно метался от одной мысли к другой. Но Ген Нима очень четко и подробно знал все наставления по развитию шаматхи, и в особенности хорошо он помнил о пяти благоприятных условиях для развития шаматхи. Как я вам уже говорил, очень важно знать об этом очень подробно. Так что не забывайте их. Если вы забудете хотя бы об одном благоприятном условии для развития шаматхи, если у вас не будет этого условия, то вы не разовьете шаматху, даже если будете медитировать всю жизнь. Это как в химии, если у вас не будет хотя бы одного необходимого реагента, никакой химической реакции не произойдет.

Итак, он закрыл все свои книги и приступил к интенсивной медитации на шаматху. Он запасся едой, которой должно было хватить на шесть месяцев, у него было достаточно цампы и тому подобной пищи. То есть у него было все готово, ему не надо было выходить за едой. Но вам пока рано поступать также как он. После этого он приступил к  интенсивной медитации шаматха, он занимался только шаматхой и никакой другой медитацией. У него не было ни телевизора, ни компьютера, ни телефона, ничего не было. Потому что, когда вы начинаете такую медитацию, вы должны отсечь себя от всего остального мира.

Что касается обязательств по практике, то он их, конечно, выполнял, но очень кратко. Когда вы занимаетесь шаматхой очень важно, чтобы вы делали свои обязательства в максимально сокращенной форме, потому что все время вы должны посвящать только шаматхе. Вы должны однонаправленно поддерживать концентрацию своего ума только на объекте медитации. И даже после медитации, после медитативной сессии, вы должны думать об этом объекте, продолжать о нем думать. В тексте написано, что все ваши занятия: ходьба, сидение, употребление пищи, все должно быть смешано с шаматхой. И Ген Нима рассказал, что, занявшись такой интенсивной практикой шаматхи, он развил шаматху за полгода. И он сказал, что если создать такие же безупречные причины, какие создал он, то любой человек сможет достичь шаматхи за полгода.

Еще Ген Нима добавил, что если человеку не удается развить шаматху за полгода, то он должен остановиться и посмотреть, что он сделал неверно, потому что это значит, что какое-то условие не обеспечено, чего-то не хватает. Ему нужно проверить еще раз все ли условия для развития шаматхи у него есть в наличии. То есть надо прервать медитацию, потому что дальнейшая медитация будет пустой тратой времени, вы будете медитировать хоть всю жизнь, но ничего не достигнете. В этом случае нужно посмотреть присутствуют ли все условия для развития шаматхи. Как сказал Ген Нима, заставляя и насилуя себя, вы ничего не достигнете. Очень важна искусность практики, нужно создавать причины для достижения результата.

Итак, имейте в виду, что если в будущем вы начнете заниматься шаматхой и не достигнете никаких результатов за полгода, значит, вам нужно остановиться и вернуться домой, сказав себе: «В следующий раз, когда я сделаю вторую попытку, у меня все будет нормально». Потому что, если вы будете продолжать медитировать в этой ситуации, это будет бесполезно. То есть вы должны вернуться домой, еще раз перечитать Ламрим, можете быть, вы упустили что-то важное. Кроме того, может быть, вы недостаточно много занимались очистительными практиками и практиками накопления заслуг. Возможно, вам нужно еще позаниматься этими практиками.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

14.07.13
17
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет