Взрослый или ребенок? - блог №689624

Постоянно приходится сталкиваться с непониманием возрастных особенностей психологии у взрослых людей. Это как бы дело обычное, никто и не требует профессиональных знаний у несведущих людей… Хотя… Конечно, хотелось бы обнаруживать какие-то зачатки понимания у родителей!

дети

Сложно ожидать от годовалого ребенка навыков 3-х лет, от первокласника — знаний 5-го класса, от подростка — понимания людей, свойственного пожилым… Но иногда так хочется! Ивотродители старательно «учат» первогодок англицкой речи или общаются с 5-классницей, как с закадычной подругой. И то и другое — не просто неправильно, но и вредно для детей: завышенные требования по крайней мере вызывают серьезный стресс. Превращение родителем собственного ребенка в подругу или приятеля — тоже ухудшает их развитие — они вынуждены принимать совершенно излишнюю ответственность на себя (это характерно для неполных семей, когда мама начинает изливать душу растущей дочери во всех подробностях своей неутоленной женской сексуальной жажды). 

Не секрет, что может быть более частым искажением восприятия возраста является у родителей занижение фактического возраста своих детей — и тогда уже стареющие дочки и сыночки по-прежнему вольно располагаются на шее родителей, пренебрегая своими обязанностями не только в отношении стариков, но и в отношении самих себя. И тут восклицание — «да он уже совсем взослый»!!!, — вполне уместно! А в устах специалиста, психолога, такое восклицание становится, ну, или может стать чуть ли не фактором катарсиса для родителей, которые никак не могут смириться с тем, что их дети уже давно выросли. Вообще, речи специалиста, на мой взгляд, нужно очень четко фильтровать — ведь они часто влияют на клиента самым прямым образом, просто минуя «внутреннего критика», только потому, что это слова Специалиста!

А вот теперь о поводе, который заставил меня пуститься в эти рассуждения. Мне не понятна позиция и цель специалиста, который заявляет о том, что 16-летний подросток — «это уже взрослый человек»! Это больше похоже на позицию самого подростка, который СЧИТАЕТ, что он уже взрослый человек, чем на позицию специалиста. Специалиста, который изучал и в курсе существования возрастной психологии, знает, чем отличается 1-й год жизни и 3-й год жизни, что характерно для подросткового возраста и что — для периода юности, хотя бы о том, что это разные возрастные группы, а поэтому — разная психология, разные реакции, разное социальное окружение, разные функции возрастного периода, разные интересы, разные цели, разные способности к синтезу-анализу, разный жизненный опыт, разное восприятие, да что повторять учебники — почти все разное!

Конечно, когда психолог общается с самим подростком, то разумно это делать с позиции взрослого и обращаясь к нему, «как к взрослому», понимая, что это является частью терапевтической игры, которая должна привести к нужному эффекту. Но снова мне непонятно, какие цели преследует та же игра с родителями, которым психолог заявляет о том, что их подросток — уже совсем взрослый человек, имеющий право... 

Да позвольте же, совсем НЕ взрослый: у подростка другая психология, серьезно отличающая его от взрослого. И совсем другие права — у подростка свой, узкий круг юридических прав и обязанностей, серьезно отличающий его от взрослого. Даже законотворцы это понимают и не пытаются уравнивать 16-летнего с взрослым. 

Тогда может быть речь идет о каких-то общечеловеческих правах ребенка, подростка, как человеческого существа? Тогда думать особенно не о чем — берем «Конвенцию», изучаем, применяем. Но «Конвенция» не отменяет возрастную психологию, вот в чем проблема, а более того, считает ребенком всякого человека до 18 лет! Поэтому ребенок, конечно, имеет право на личные отношения, причем закон не расшифровывает суть этих личных отношений, но при этом имеет право и на защиту от сексуального совращения. Но сложно и не нужно такому дилетанту в юриспруденции, как я, соваться в интерпретацию законов. Это была просто иллюстрация юридической стороны вопроса: юридически до 18 лет человек — ребенок. Психологически до 18 лет (минимум) человек — подросток. А фактически подростковый возраст протягивается аж до 21 года — и это очень справедливо!

Хоть может быть с этим и не согласны сами подростки, желающие с бешеной скоростью стать взрослыми и скоро постареть, что свойственно их противоречивым натурам. 

Я в итоге хотел бы предложить все же считать детей — детьми, подростков — подростками, а не взрослыми, и с этой позиции общаться с клиентами. Еще бы лучше, если предварительно исследовать разницу между биологическим и психологическим возрастом. А эта разница может быть и в ту и в другую сторону. И я не думаю, что это такой уж «высший пилотаж» для психолога — определить имеет ли место инфантилизм или ускоренное развитие, пожалуй, это является рутинной процедурой, без которой сложно двигаться дальше в своих рекомендациях и в терапии.

Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Отлично!!! С написанным полностью согласен!!!

15.07.13

Поздравляю с дебютом, Николай!

15.07.13

да, как по мне ни добавить, ни убавить  - по сути вопроса все на своих местах, а вот  мотив  написания  и реакция на  финт коллеги  как то вываливаются их формата, правда это эмоция, а она часто довлеет и управляет  … я сам такой ))))

15.07.13

Орест — а куда ж без эмоций? Я осознаю, как они булькают — как в закипающем котелке — и требуют выпустить их наружу!

15.07.13

Вот и Николая, «допекло»… С дебютом!

Конечно, 16-летний подросток — это еще не взрослый, его мир пока еще центрирован на группе сверстников, и интересы связаны с принадлежностью и ролью в этой группе, остальное его интересует мало.....

15.07.13
Сейчас на сайте

Полагаю, это реакция на вопрос о сексуальной жизни девочки 16.5 лет. Весьма правильное замечание, но… Всегда есть маленькие но. Если посмотрите профиль юного психолога, и ее желание «работать даром», то наверное сделаете вывод, что человек только начал свою деятельность, и МЫ, как взрослые товарищи, можем помочь специалисту. А кто из нас не делал ошибок? Помню свою первую консультацию (до сих пор): 4 попытки суицида, работали с нею такие звезды (результат ноль) и тут я. Что я мог? Был перепуган, и вместо того, чтобы думать о клиенте, думал о том, как бы «оправдать» свое звание «психолога» (в котором сильно сомневался). Но потом, вдруг возник инсайд: в голове четко высветилась картинка нашего старого педагога, которая говорила: все у тебя получится, просто разреши себе «не думать», разреши себе говорить все, что приходит на ум. У меня все получилось. Наверное потому практикую до сих пор!

15.07.13

  каждое кипение, имеет причину,  начало, продолжение и конец — вот если   научиться и   врубать  сознательный контроль в фазе   причины и начала, то котелок можно оставить прохладным… если есть конечно такая задача,  у меня была и я научился,  несанкционированный, потому что пропущенный подрыв произошел вчера, вне работы  -  1 раз за 3 месяца, я смутился, но не очень — вне работы  = это скорее благо, 1 в три месяца, для меня приемлемый результат, хотя конечно,  не идеальный 

15.07.13

Николай Александрович, во -первых, с почином вас- поздравляюс первой публикацией. )))

Во вторых. Спасибо за тему. Вы — правы:

*есть возрастная психология, основанные на выделении наиболее характерных возрастных особенностей детей  для каждого возрастного периода, особенности их физического, психического и социального развития.

*есть возрастная периодизация, в которой определены возрастные границы, и подростки 15-20 лет  не могут считаться взрослыми — это период юношества.

*экспертам сайта запрещено "Консультирование пользователей младше 18 лет."

Третье. Николай Александрович, а то, что некоторые эксперты не знают азы и элементарное в психологии- это говорит о качестве их работы и их отношении к профессии во время обучения, в том числе)))

Спасибо за статью))) 

15.07.13

Тема затронута очень серьезная, родитель должен оставаться родителем, подросток, подростком, это все конечно должно быть в идеале. В реале все обстоит иначе, многие родители к примеру, те кто сам завел детей в 15-16 лет, к 16летию детей сами остаются подростками, их дети воспитывались в совсем других установках, нежели дети зрелых родителей. В данной ситуации нужно работать и с их детьми и с их родителями. Резкий перевод юных родителей, на зрелых родителей может в крайне усугубить ситуацию.

А так со статьей вашей согласна и говорить что 16 летний ребенок взрослый человек, это не компетентно для коллег, хотя бы по тому что он еще не является взрослым юридически и родители в ответе за его судьбу.

15.07.13

Николай Александрович, с огромным удовольствием прочитала Ваш первый блог, с почином Вас. Спасибо, очень надеюсь, что смогу это делать теперь часто. Тема актуальна, солидарна с Вами в вопросе того, что «никто и не требует профессиональных знаний у несведущих людей… Хотя… Конечно, хотелось бы обнаруживать какие-то зачатки понимания у родителей!», ой как хотелось бы, особенно когда мама двух летнего малыша искренне считает, что он издевается над ней и СПЕЦИАЛЬНО доводит её до нервного срыва... 

15.07.13

Хотелось бы что-либо добавить, но нет слов. Написано полно, по-делу и, главное, профессионально.

Удачи вам и всех благ, Николай Александрович! 

15.07.13

Верно все написано, но часто кажется, что детскость создается окружением. Конечно, отсутствие навыков, знаний, силы — моральной и физической — это признаки детскости. И ясно, что взросление предполагает ряд инициаций, или испытаний в разных областях жизни. Интуитивно это фокусируется на 16-18 годах, когда и происходит ряд таких посвящений в общественной жизни, но и в психологическом плане примерно тогда дорисовывается картина личности. Поэтому юридический рубеж совершеннолетия как раз и фиксирует эту черту.

Но в реальности процесс может как ускоряться, так и растягиваться, превращаясь в хронический в зависимости от окружения. А про возрастную психологию — подзабыл. Пора почитать Пиаже и Со.

Все-таки, проблема публикации носит больше профессионально-морально-этический характер, или мне показалось?

15.07.13
Николай, ну, что могу сказать по поводу твоего блога? Единственное, что могу подписаться под каждым твоим словом. И мало того, считаю, что это долно стать правилом каждого специалиста. Ещё могу добавить, что в 27 лет идёт переломный период, когда молодой человек начинает осознавать ценности. И 35, когда он начинает понимать других и то, что все разные и не из железа сделаны. И во всех этих переломных периодах, включая 42 года и выход на пенсию. Свои периоды ценностей, восприятия информации, и свои ощущения жизни. Именно в эти годы происходят коренные изменения в организме. На биохимическом, гормональном уровне, а так же процессы в центральной нервной системе и мозге. Я не поклонник нумерологии, но по моим наблюдениям изменения до 21 года происходят каждые 3 года в человеческом организме. Назову цифры 3, 6, 9, 15, 18, 21 далее период растягивается, ибо изменения не так заметны это 27, 35, 42 ну и так далее. И на каждом периоде учеловека свои каноны и свои запросы. Я отвечал Николай кратко, так что думаю сможешь меня понять.И ещё по поводу приятельского отношения с подростками родителей. Думаю, что в меру они полезны в любом периоде, то есть возрасте. Зачем это? Чтобы дети не пытались сотворить из родителя кумира, или положительного. или отрицательного, а поняли, что они тоже лди из плоти и крови. А в основном конечно для памяти. Потому что с возрастом дети забывают несущественное, но то, что сказано от души родителями просто врезается им в голову и они вспоминают сами в возрасте родителей таких, какими они были, а не такими какими они их придумали в своих мечтах. или положительных, или же отрицательных. Тема сложная правда и длинная. Но нужно вовремя остановиться. С ув. Александр Пиденко.
15.07.13

    Характер«куется» с детства. Нехватка любви с первого года жизни да и впоследующих, разовьет  желание в ребенке самоутвердиться путем насилия и ни всегда такой т ребенок выглядит со своими поступками в соответствии с биологическим возрастом.

19.07.13

Браво, Николай Александрович.

19.07.13

Николай Александрович, спасибо за материал, актуальный и доступный!

23.07.13

Да, очень важно понимание возрастных особенностей, особенно что касается детей раннего возраста и подростков. +1

25.11.13

Да, Николай Александрович, в практике, да и в жизни довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди относятся к детям, как к уменьшенным взрослым. И на этой почве происходят всякие нериятные вещи.

28.11.13

Спасибо Вам, Николай Александрович и всем тем, кто написал свои комментарии внизу!!! Очень приятно читать то, о чём пишут психологи с большим стажем. У Вас есть чему научиться!

Успехов Вам всем в Новом году!!!

07.01.14

Очень полезная статья, и главное есть над чем поразмыслить!!! Спасибо, Николай Александрович

14.02.14

Хорошая профессиональная статья, к тому же окрашенная эмоционально -это удача для автора и читателей. 

13.04.14
Николай, спасибо за блог, Вы затронули важную и многогранную тему!
28.11.15
Спасибо!
31.10.16
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store