О притупленности ума

Что такое притупленность ума? Притупленность – это то состояние ума, когда во время медитации ваш объект полностью теряет свою ясность. Это грубая форма притупленности ума. Например, когда вы медитируете на образ Будды Шакьямуни, через некоторое время он совершенно затуманивается, теряет четкость и ясность, и ваш ум тоже становится неясным, замутненным. Притупленность ума приводит к засыпанию, то есть она навевает на нас сонливость, и в итоге вы засыпаете. Вы должны очень хорошо понять, что такое блуждание и притупленность ума, а также запомнить, что когда вы будете заниматься интенсивной медитацией шаматха, вам будет гораздо проще справиться с блужданием ума, чем с притупленностью ума.

Притупленность ума устранить гораздо труднее. Блуждание ума подобно огню, огонь очень легко можно залить водой и погасить. Притупленность ума подобна маслу на бумаге.

Если капля масла упадет на лист бумаги, масло медленно начнет впитываться и расползаться по листу бумаги, и как же вам справиться с этим процессом? Если вы зальете его водой, вы не устраните это масляное пятно. А если вы зажжете огонь, чтобы выжечь это масло, вы вместе с маслом уничтожите и бумагу. Так что вы должны с особым  вниманием выслушивать наставления о том, что такое притупленность ума, в особенности тонкая форма притупленности ума, и как применять противоядия.

В Тибете довольно часто происходили такие истории, когда йогины, не зная, что такое тонкая форма притупленности ума, в течение десяти лет медитировали на шаматху. Они считали, что достигли безупречной шаматхи, но их медитация все еще грешила тонкой  формой притупленности ума. И из-за этого они не могли двигаться дальше, то есть они так и оставались на этом уровне. Кхедруб Ринпоче говорил: «Если вы не получили всех наставлений по шаматхе, то вам грозит опасность, что вы всю жизнь будете медитировать на присутствие в уме тонкой формы притупленности и создадите лишь причину для рождения в мире без форм, не более того, либо родитесь животным. Однонаправленное сосредоточение с тонкой формой притупленности ума делает ум все более и более притупленным, невежественным, и в итоге вы становитесь просто тупым.

Если человек долго медитировал и в итоге сильно поглупел, это означает, что он медитировал с тонкой формой притупленности ума. Если же ваша медитация чиста, то чем больше вы медитируете, тем более проницательным и ясным становится ваш ум. Ум приобретает такую ясность, что у вас возникает чувство, что вы способны пересчитать все частицы, из которых состоит этот мир. И вы отчетливо различаете все звуки, даже самые тихие звуки, доносящиеся издалека, вы отчетливо слышите и различаете. Вот такую степень ясности приобретает ваш ум. Это называется яснослышанием. Существуют и яснообоняние, и яснослышание, не только ясновидение. Развив хорошую концентрацию, вы обретаете способность различать все малейшие звуки, которые доносятся издалека, способность улавливать мельчайшие запахи, даже самые слабые, незаметные для других людей.

Это не чудо, это механизм ума. Когда ум становится очень ясным, он становится очень чувствительным, и поэтому ваше восприятие, границы вашего восприятия очень сильно расширяются. Такова буддийская наука о внутреннем развитии, о развитии ума, и вы должны изучить эту науку, не имеет значения буддист вы или нет. Если вы не буддист – ничего страшного. Изучите эту науку, постарайтесь сделать свой ум таким ясным и проницательным, и если вы достигните этого результата, тогда вы можете стать буддистом.

Теперь поговорим о том, что такое тонкая притупленность ума. Об этом очень ясно и четко рассказано в «Ламрим-ченмо» ламы Цонкапы, и также об этом ясно говорит Майтрея в тексте «Абхисамаяаланкара». Состояние, когда вы медитируете, и объект вашей медитации ясен, ярок, но этой яркости недостает интенсивности, называется тонкой формой притупленности ума. Сейчас я приведу вам пример, я могу использовать новые примеры в своих лекциях, но не имею права использовать новые определения. На будущее я вам говорю, что если кто-то является подлинным Учителем, то его учение, его объяснения и определения должны быть основаны на коренных текстах Будды Шакьямуни, Майтреи и других великих мастеров. Если он будет придумывать собственные определения и собственное учение, значит, есть опасность, что этот учитель не подлинный. Но примеры дозволительно приводить свои, потому что примеры, соответствующие времени, соответствующие менталитету нынешнего поколения, понять гораздо проще, чем примеры из древности.

Допустим, у вас есть две лампочки: 60 Вт и 100 Вт. Включите сначала стоваттную лампочку и обратите внимание, насколько интенсивен будет свет, каким он будет сильным и ярким. А затем включите другую лампочку на 60 Вт и проверьте, чем она отличается от первой. Когда вы это сделаете, то увидите, что лампочка на 60 Вт тоже дает определенную яркость, но интенсивности этой яркости, по сравнению с первой лампочкой, недостает.

Если у вас будет только одна лампочка на 60 Вт, то вы никогда не поймете, что ей не хватает интенсивности. Точно также для того, чтобы распознать на личном опыте тонкую форму притупленности ума, сначала вы должны проверить насколько ярким и интенсивным может быть образ Будды, который вы визуализируете. То есть, в первый момент, когда вы только приступаете к медитации, только вошли в медитацию на образ Будды, делайте ее максимально яркой и интенсивной. И вы должны сказать себе: «Это высший уровень интенсивности и яркости моего ума, ясности моего ума». Сначала вы на своем опыте устанавливаете образец, который надо постоянно поддерживать, а потом, когда во время вашей медитации вы подвергнетесь тонкой форме притупленности ума, то сразу сможете понять, что ваш объект медитации ярок, ясен, но ему не хватает интенсивности.

Раньше такие подробные наставления о развитии шаматхи не давались просто так на публичных лекциях. Они давались только теми наставниками, которые вместе со своими учениками медитировали в горах. Сейчас я даю вам все эти наставления очень, слишком подробно, потому что я надеюсь, что в будущем на основе этих лекций будет создана книга, и она сможет принести пользу многим людям, даже если меня не будет рядом.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

17.07.13
24
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Эмчи-лама (доктор тибетской медицины), парапсихолог и целитель. ༒ Для помощи в разрешении трудностей разного рода применяю тибетские ритуалы, направленные на гармонизацию различных сфер жизни, Рэйки, гадание, психологическую поддержку. . Диагности Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет