О практике шаматхи. Продолжение - блог №693982

Концепции подобны волнам. Волна возникает из-за ветра. Остановить волну руками невозможно, потому что с каждым новым порывом ветра будут возникать новые волны.

Как же вы можете остановить их? Итак, волны возникают из-за ветра. Здесь под волнами следует понимать концепции, а под ветром – следование за своими концепциями.

Концепции возникают из-за следования за концепциями. Как они возникают? Сейчас я вам объясню. Например, высидите, медитируете, концентрируетесь. Если вы голодны в это время, неожиданно у вас возникает образ еды, картинка еды. И после этого вы уже говорите: «Какой приятный запах! Как давно я не ел такой еды. Сейчас я закончу медитацию и приготовлю эту еду. Ой, а у меня нет такого-то ингредиента. Когда я закончу медитацию, мне надо быстренько сбегать в магазин и купить это».

Вот это и называется следованием за концепциями, в этом случае волны концепций никогда не прекратятся. Это лишь один небольшой пример, на самом деле существует множество других примеров. Если в момент возникновения какой-либо концепции, вы сразу же за неё уцепитесь и продолжите следовать ей, то породится целая цепочка концепций. Итак, не следуйте за концепциями, но и не прогоняйте их от себя, не говорите себе: «Мысли о еде не приходите!» Просто скажите: «Моя главная цель – это объект медитации, и я буду просто пребывать на объекте медитации».

В одном уме не могут одновременно возникнуть две мысли. Если вы будете держаться за образ Будды, продолжать удерживать образ Будды, то все прочие мысли о еде и тому подобном будут возникать и тут же сами исчезать. Они будут исчезать сами благодаря тому, что вы продолжаете удерживать образ Будды. Не следуйте за этими посторонними концепциями и мыслями, следуйте лишь за своим пребыванием, продолженным пребыванием на объекте медитации. Если вы будете действовать таким образом, то со временем у вас возникнет опыт переживания того, что ваши концепции уменьшились, они как бы решили отдохнуть или сделали передышку.

Итак, ваша концентрация становится лучше, и вы достигаете второй стадии, которая называется «продолженной установкой». На этой стадии вы способны концентрироваться на объекте медитации в течение двух минут без блуждания и притуплённости ума. На первой и на второй стадиях вы вынуждены всё время обновлять свою внимательность, то есть вы не можете сохранять прежнее внимание на объекте, вы всё время должны зарождать это внимание заново.

Третья стадия называется «повторная установка ума». Ваша внимательность подобна нити определённой длины, например, на первой стадии она у вас такой-то длины, на второй стадии, для двухминутной концентрации вам требуется нить внимательности большей длины. Когда эти две минуты истекут, вы должны заново устанавливать внимание. То есть вы должны открывать глаза и потом приступать с новым вниманием, с новой внимательностью уже к новой установке объекта. Вы не можете продолжать ту же самую нить внимательности. Достигнув второй стадии шаматхи – способности сохранять концентрацию в течение двух минут, – вы должны пытаться продлить эту концентрацию.

Третья стадия называется «повторная установка» или «переустановка ума». Это означает, что вы продлеваете двухминутную нить своей внимательности, вы как бы привязываете к ней ещё один отрезок, чтобы нить удлинилась, вы связываете короткие отрезки, чтобы получить одну длинную нить. Это называется переустановка или повторная установка, но смысл такой: вы соединяете, например, вагоны поезда, вы присоединяете к составу вагон, еще один, для того, чтобы состав стал длиннее. Итак, достигнув второй стадии шаматхи, вы должны пытаться продлить период концентрации, то есть удерживать объект пятнадцать минут, а затем, после небольшой паузы, ещё пятнадцать минут без перерыва старайтесь удерживать сосредоточение на объекте.

Разница между первой и второй стадиями в том, что на второй стадии вы можете удерживать концентрацию на объекте в два раза дольше, чем на первой, удваиваете этот период сосредоточения. Разница между второй и третьей стадиями заключается в длительности возникающих периодов блуждания ума. На второй стадии, когда ум отклонился в сторону, начал блуждать, вам требуется определённое время, чтобы вернуть его назад к объекту и продолжить концентрацию на объекте. На третьей стадии этот период возникающего блуждания уже будет гораздо более кратким. Как только ум уходит в сторону, вы сразу же возвращаете его на объект, то есть промежутка нет, и ваша концентрация занимает больше времени.

Третьей стадии вы достигаете уже силой внимательности. Когда ваша внимательность становится всё сильнее и сильнее, вы достигаете третьей стадии. Нить вашей внимательности, вашего внимания всё увеличивается и увеличивается, становится длиннее и длиннее, и вы достигаете третьей стадии.

Теперь четвёртая стадия. Благодаря тому, что вы будете продолжать медитацию, ваша внимательность будет неуклонно укрепляться. На третьей стадии вы уже будете способны  удерживать сосредоточение 15, 20, 30, 40 минут без перерыва – это всё относится к третьей стадии. Итак, двадцать минут концентрации относятся к третьей стадии. И если вы способны удерживать концентрацию сорок минут, то это всё ещё третья стадия, хоть и более высокий её уровень. На третьей стадии вы можете концентрироваться без перерыва  и час, и полтора часа. Вы должны очень хорошо запомнить, в чем заключаются все стадии.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

19.07.13
329
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store